ФИЛОСОФИЯ кратко!

Nebes
Лечение общением
Сообщения: 591
Зарегистрирован: 01.01.2014, 19:31

ФИЛОСОФИЯ кратко!

Сообщение Nebes »

I. ФИЛОСОФИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

I. Мировоззрение, его сущность и виды

Мировоззрение – это система взглядов людей на мир и место в нем человека.
Основные элементы мировоззрения: знания; убеждения; идеалы; ценности; нормы; вера; установки.
Мировоззрение – это единство: мироощущения; мировосприятия; миропонимания; мирооценки; миросозерцания.
Мировоззрение может быть присуще: отдельным людям; социальным группам и классам; исторически конкретному обществу.
Выделяют два уровня мировоззрения: обыденный (житейский) и теоретический.
Основными видами (типами, формами) мировоззрения являются мифология, религия, искусство, наука, философия.
Мифология – первый вид мировоззрения, для которого характерно художественно образное представление о происхождении мира и богов, о предках людей и легендарных героях и их деятельности.
Религия – это система (включающая веру, культ, этос, организацию), которая обеспечивает человека решением проблем, относящихся к сфере предельных категорий человеческого бытия (рождение, смерть, добро, зло и др.) и основанная чаще всего на идее Бога, сверхъестественного.
Искусство – художественное мировоззрение, которое представляет собой освоение мира и его преображение на основе категорий прекрасного, возвышенно-го, трагического (а также комического, ужасного и др.).
Наука – система рациональных знаний о законах природы, общества и мышления.
Важнейшим видом мировоззрения является также философия

II. Специфика философии, ее структура и функции

Слово «философия» первым употребил Пифагор. Означает оно любовь (стремление) к мудрости. Философия – поиск высших смыслов и ценностей, система общих взглядов на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.
Специфика философии (в отличие от других форм мировоззрения):
– философия дает предельное общее знание о мире;
– философия – знание о сущем и о должном;
– философия – это познание окружающего мира, а, кроме того – познание самого себя (рефлексия) и того, как человек познает мир и самого себя;
– философия всегда окрашена личным опытом философа;
– философия плюралистична;
– философские вопросы являются вечными;
– в философии присутствует ценностный компонент.
Основными структурными элементами философии являются:
– онтология – учение о бытии, о мире, о способах его существования и развития;
– гносеология – учение о способах и формах познания человеком мира и самого себя;
– антропология – исследование человека, его сущности, смысла его жизни;
– социальная философия – философское осмысление общественной жизни.
Выделяют также аксиологию (учение о ценностях и их роли в жизни человека и общества), праксиологию (учение о деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира) и др.
Основными функциями философии являются: мировоззренческая; методологическая; критическая; праксиологическая; прогностическая.

III. Проблема основного вопроса философии

Среди многообразных вопросов и проблем философии мыслители пытались выделить один, ключевой, основной вопрос. Его называли основным, потому что он определял направленность в решении всего круга философских проблем.
В 19 в. Л. Фейербахом, затем Ф. Энгельсом была сформулирована трактовка основного вопроса философии, которая считалась классической. Основной вопрос философии, считали они, состоит в отношении природы к духу, материи к сознанию, бытия к мышлению.
Всех философов в зависимости от решения этого вопроса можно разделить на две школы: материалистов и идеалистов.
Материалисты считают, что первична материя, природа, бытие, а сознание, дух, мышление вторичны. Иными словами, материя порождает сознание.
Идеалисты утверждают, что первично сознание, которое порождает материю, бытие.
Объективные идеалисты полагают, что природа и сам человек порождены неким безличным духом (идеей, мировым разумом, Богом).
Субъективные идеалисты считают, что реальность порождена нашим сознанием, и вне его ничего не существует.
Считается, что у основного вопроса философии есть вторая сторона: познаваем ли мир? Большая часть философов считает, что мир познаваем – это т. н. гносеологические оптимисты. Однако некоторые философы утверждают, что мир познать нельзя – это агностики.
В последнее время трактовка основного вопроса философии Л. Фейербахом и Ф. Энгельсом подвергается критике.
Выдвигаются другие трактовки основного вопроса философии.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 1 час 19 минут 2 секунды:[/color][/size]
II. ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

I. Особенности философии Древнего Востока

Древневосточная философия имела определенные особенности:
– тесная связь с религиозными представлениями;
– утверждение о том, что философия призвана помочь совершенствованию человеческой личности;
– нравственная направленность философских исканий;
– идея гармонии телесной и духовной стороны человеческого существования, индивида и окружающего мира;
– понимание того, что истина многогранна;
– интерес не столько к сущему, сколько к должному.

II. Древнеиндийская философия

Основные философские идеи Древней Индии содержатся в «Упанишадах», которые представляют собой часть знаменитого литературного памятника «Веды».
Два наиболее общих понятия древнеиндийской философии – Брахман и Атман.
Атман – душа, вечная неизменная духовная сущность индивида. Брахман – высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир со всем, что в нем находится.
Индийцы считали, что земной, реальный мир с его радостями, заботами и печалями – это майя, иллюзия, пелена, которая скрывает от нас подлинный мир. В своей жизни на земле человек следует дхарме. Дхарма – это и космический порядок, и совокупность обязанностей человека, его долг. Дхарма находит свое воплощение в сансаре. Сансара – цепь переходов души из одной телесной оболочки в другую, круговорот рождений и смертей, в котором душа мучается, не в силах достичь блаженства.
Сансара осуществляется в соответствии с кармой. Карма – закон этической причинности, которая утверждает наличие связи между нравственным поведением личности и характером перевоплощений её души.
Душа, перерождаясь, страдает, ибо стремится к мокше. Мокша – освобождение души, приобщение ее к Абсолюту. Это освобождение находит свое воплощение в Нирване. Нирвана – блаженное состояние полного освобождения от всех земных желаний и страстей, абсолютный, ничем не нарушаемый покой.
Стремясь к нирване, человек должен быть добродетельным и, в частности исповедовать принцип ахимсы. Ахимса – воздержание от нанесения вреда всему живому. Ахимса выражает идею родства всех живых существ, неотделимости человека от природы.
Характерные черты древнеиндийской философии:
– рассмотрение мира как Единого;
– идеализм философских построений;
– обращенность философии внутрь человека;
– ориентация на потустороннее существование;
– элементы мистики

III. Философия Древнего Китая

Первые философские представления китайцев мифологичны. В центре этих представлений – безличное, но всевидящее Небо, которое управляет всем ходом событий во Вселенной. В основе мира – пять первоначал – вода, огонь, дерево, металл, земля. Вместе с тем в мире есть две противоположных и в то же время сотрудничающих силы – ян и инь.
Одной из ведущих философско-религиозных систем Древнего Китая являлся даосизм. Основатель – Лао-цзы, главное произведение «Дао дэ цзин – «Книга о пути и добродетели»).
Центральное понятие даосизма – «дао» многозначно. Это путь, по которому ходят люди, закон, который они должны соблюдать, первооснова мира. Дао противоречиво, оно все и ничто. Дао никто не создал, все происходит от него и все в него возвращается. Задача человека – постигнуть дао и следовать ему. При этом надо исповедовать принцип у-вэй – недеяние. Пусть все идет в соответствии с дао, своим чередом, без всяких усилий, потому что естественный закон побеждает сам собой, без вмешательства человека. Чрезмерная активность и суета, самонадеянность, насилие над природой обречены на неудачу.
Вторая важнейшая философско-религиозная школа Китая – конфуцианство. Основатель – Конфуций, высказывания собраны в книге «Лунь юй» – «Суждения
и беседы». Конфуцианство особое внимание уделяло отношениям между людьми, обществом и государством. Государство – большая семья, где каждый должен знать свое место.
Конфуций исповедовал правило «золотой середины», считал, что нужно избегать крайностей в поведении и управлении. Акцент делался на воспитание у людей определенных нравственных качеств. Идеальный субъект у Конфуция – «благородный муж», который должен следовать определенным принципам: жэнь («человеколюбие»); сяо («сыновняя почтительность»); ли («исполнение церемоний»). Кроме того, благородный муж должен обладать чувством долга и знаниями.
В Древнем Китае существовали также такие философские школы, как легизм, проповедовавший принуждение и наказание как принцип управления государством и моизм, исходивший, напротив, из необходимости внедрения принципа всеобщей любви в отношениях между людьми.
Характерные черты древнекитайской философии:
– рассмотрение мира как борьбы противоположных начал;
– реализм философских построений;
– социальная направленность философии;
– ориентация на жизнь в этом, земном мире;
– рационализм.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 17 часов 21 минуту 52 секунды:[/color][/size]
III. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

I. Древнегреческая натурфилософия

Первоначальная философия Древней Греции (6–5 вв. до н. э.) занималась проблемами осмысления природы, окружающего мира, т. е. была натурфилософией.
Философы милетской школы искали то, из чего все возникло, то общее, что присуще всему окружающему миру, т. е. субстанцию. По мнению Фалеса все произошло из воды. Анаксимандр полагал первоначалом апейрон (нечто неопре-деленное, беспредельное). Анаксимен считал основой всего воздух.
Пифагорейцы главной субстанцией мира называли число. Кстати, именно Пифагор первым употребил понятие «философия» как «любовь к мудрости».
Гераклит видел первооснову в огне. Он обратил внимание на то, что все явления в мире происходят не хаотично, а в соответствии с логосом. Логос – это всеобщий порядок, который лежит в основе мироздания. Гераклит утверждал, что все существующее постоянно меняется, переходит из одного состояния в другое.
Мир полон противоположностей, которые находятся в борьбе, приводящей в конце концов к тождеству, гармонии. Кроме того, все в мире относительно.
Философы элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон) видели в качестве субстанции нечто максимально абстрактное.
Ксенофан считал, что в мире существует единое, вечное начало, которое назвал Богом.
Парменид полагал, что в основе мира лежит бытие. Бытие – это все то, что может быть охвачено мыслью. Бытие есть, небытия нет. Бытие несотворимо и неуничтожимо.
Зенон в своих апориях (дословно: «тупик») пытался доказать иллюзорность многообразия мира и движения («Ахилл и черепаха», «Стрела», «Множество» и др.).
Эмпедокл в качестве первоначал признавал 4 стихии одновременно: землю, огонь, воздух, воду, которые смешиваются с помощью любви и ненависти.
Анаксагор основой мира считал т. н. «гомеомерии» – семена вещей.
Левкипп и Демокрит впервые высказали идею о том, что мир состоит из атомов.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 2 минуты 27 секунд:[/color][/size]
II. Антропологический поворот в развитии древнегреческой философии

В 5 в. до н. э. на смену мудрецам-философам, которые созерцали окружающий мир, искали его первооснову, пришли учителя мудрости, софисты, которые за плату учили философии, ораторскому искусству.
Софисты (Протагор, Горгий, Фрасимах и др.) утверждали, что истина относительна, что можно все что угодно доказать и все что угодно опровергнуть. Софистам принадлежит много мудрых мыслей (например, «Человек есть мера всех вещей» Протагор). Однако постепенно софистика превратилась в искусство словесного манипулирования (см. софизмы «Рога», «Лысый», «Вор» и др.).
Сократ, в отличие от софистов, учил философии бесплатно, уважал истину и указывал на ограниченность человеческих знаний.
Философский метод Сократа – это диалог, майевтика (дословно: повивальное искусство). К истине люди в беседах с Сократом приходили сами, а Сократ помогал им иронией, вопросами, совместными рассуждениями.
Сократ особое внимание уделял нравственным проблемам. Счастье человека – в добродетельности, которая заключается во внутренних качествах души. Источник добродетели – знание, зло же совершается по незнанию. Сократ выделял три главных добродетели: умеренность, храбрость, справедливость.
Именно Сократ совершил антропологический поворот в философии. Он учил, что человек должен обратиться к самому себе, к миру своей души, считал, что надо жить и умереть в соответствии с принципами морали, оставаясь свободным, честным и принципиальным (Не случайно Сократа назвали впоследствии «Иисус Христос философии").

[size=85][color=green]Добавлено спустя 1 минуту 54 секунды:[/color][/size]
III. Классическая античная философия

Классическая античная философия представлена двумя выдающимися мыслителями – Платоном и Аристотелем.
Центральное ядро философии Платона – учение о идеях. Мир идей – это подлинное бытие. Ему противостоит бесформенная, пассивная, пластичная материя (небытие). Из взаимодействия идей и материи рождается мир вещей.
Важным является учение Платона о душе. Души бессмертны, живут на звездах, время от времени спускаются на землю и вселяются в то или иное человеческое тело.
Платон пытался также сформулировать принципы идеального государства, во главе которого стоят мудрецы-философы, а подданные в идеале не имеют ни семьи, ни собственности.
Аристотель – самый энциклопедический ум античности. Он являлся фактическим создателем таких наук как логика, этика, политика, экономика.
Аристотель первым выделил основные философские категории. В отличие от Платона, Аристотель считал, что вещи реально существуют и представляют собой единство материи и формы. Материя – это пассивное начало, возможность возникновения множества вещей. А форма – активное начало, которое превращает материю в ту или иную вещь.
Аристотель утверждал, что все в природе находится в вечном движении. Все имеет свою причину. Бывают причины материальные, формальные, действующие и конечные. Имеется перводвигатель первопричина – Бог. Аристотель выстроил определенную иерархию мира от Бога до материи.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 2 минуты 8 секунд:[/color][/size]
IV. Эллинистическо-римская философия

Заключительный этап в развитии античной философии (3 в. до н. э. – 3 в. н. э.) приходится на эпоху постоянных социальных потрясений. Философия этого периода пыталась помочь человеку выжить, облегчить его страдания.
В это время возникло довольно много разнообразных философских школ.
Киренаики (Аристипп) считали, что смысл жизни – в удовольствиях, телесных наслаждениях (гедонизм).
Киники (Антисфен, Диоген) полагали, что наслаждение – зло и проповедовали простую, аскетическую жизнь.
Эпикур в свою очередь, признавая необходимость удовольствий, рассматривал их как наличие самого необходимого, отсутствие страхов (перед богами, судьбой, смертью) и страданий.
Стоики (Зенон из Китиона, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий) верили в неотвратимость судьбы и проповедовали стойкость отчаяния и смирения. Они считали, что мудрый человек должен все воспринимать с «философской» отрешенностью, всегда сохраняя бесстрастие (т. н. апатию).
Скептики (Пиррон, Секст Эмпирик) считали, что всякое знание относительно, поэтому желательно воздержаться от суждений. Настоящий мудрец – тот, кто всегда сомневается.
Неоплатонизм (Плотин) представлял собой соединение идей Платона с восточной философской традицией. Творение различных сфер бытия представлено у Плотина как эманация, истечение света от Единого (Бога), что готовило почву для христианства.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 4 минуты 10 секунд:[/color][/size]
V. Характерные черты античной философии

В отличие от восточной философской мысли античная философия в значительно меньшей степени была связана с мифологией и религией. Она апеллировала не к традиционным системам верований, а к разуму, строилась на рациональных началах. Борьба идей, новаций являлись движущим импульсом античной философии.
Античной философии свойственен космоцентризм – универсальный охват всего сущего. Мир – это огромное, упорядоченное целое (Космос), частями которого являются природа, боги и человек. Человек – микрокосм, «малая Вселенная».
Античная философия была созерцательной, т. е. пытающейся постичь тайны бытия, теоретически обобщить представление об окружающем мире и, в то же время, она была ориентирована (начиная с Сократа) на человека, на его практиче-ские нужды.
Античная философия очертила круг проблем, которыми станут заниматься мыслители вплоть до нашего времени.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 2 минуты 22 секунды:[/color][/size]
IV. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

I. Религиозно-философские идеи христианства

Огромное влияние на жизнь средневековой Европы, ее культуру и философию оказало христианство. Выделим основные христианские идеи, имеющие философское звучание.

Теоцентризм – утверждение о центральном положении Бога в мироздании.
Креационизм – идея творения мира Богом актом своей воли из ничего.
Человек – раб Божий и венец творения.
Спасение. Вся жизнедеятельность человека должна быть ориентирована на спасение души.
Откровение. Для спасения людям необходимо знать нечто сверхъестественное, которое дается человеку Богом в виде вечной и неизменной истины – откровения.
Вера. Чтобы понять откровение, нужна вера, т. е. желание и готовность принять откровение безоговорочно, без доказательств.
Любовь. Бог есть любовь. Кто не любит, тот не познал Бога.
Равенство. Все люди равны перед Богом.
Воздаяние. Все в этом мире получают по заслугам.
Провиденциализм. Мир развивается не сам по себе, а согласно промыслу Божию – провидению. Провиденциализм неразрывно связан с эсхатологией – учением о конце света.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 3 минуты 2 секунды:[/color][/size]
II. Средневековая европейская философия: основные этапы, персоналии

Первый период в развитии средневековой европейской философии получил название патристики (2–6 вв. н. э.). Патристика (от лат. pater – отец) – философия, связанная с учением т. н. отцов церкви.
Основными задачами религиозной философии этого времени были: защита христианства от язычников и гонителей новой веры (т. н. апологетика) и разработка основных догматов христианства. Наиболее известными были такие отцы церкви как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, разработавшие, в частности, догмат о троичности Бога, а также религиозные философы: Тертуллиан, Ориген и Св. Августин.
Св. Августин, основываясь на идеях Платона, всесторонне обосновал учение о Боге как источнике бытия, блага и красоты, сформировал проблематику всей средневековой философии. Августин создал учение о двух градах. Земное царст-во создано любовью человека к себе, доведенной до презрения к Богу, а небесное
– любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. В трудах Августина выдвинута линейная концепция человеческой истории от сотворения мира до Страшного суда, основанная на идее морального прогресса.
В 6–10 вв. в Европе происходило распространение христианского вероучения, а главным центром философской мысли становится Восток (появление дзен-буддизма в Китае, учение Шанкары в Индии, труды мусульманских философов Авиценны, Альгазали, Аверроэса и др.).
С 11 в. начинается новый период в развитии средневековой европейской философии – период схоластики (от лат. schola – школа). В это время усилия философов были направлены на проявление и систематизацию уже сложившихся хри-стианских догматов, приведение их в порядок, удобный для преподавания. В дальнейшем под схоластикой стали понимать умозрительное, оторванное от реальности умствование.
Период схоластики ассоциируется с довольно абстрактными (с нашей точки зрения) дискуссиями. Одной из них был знаменитый спор об универсалиях (общих понятиях). Сторонники реализма утверждали, что общее существует вне и до вещи. Адепты номинализма полагали, общее существует вне и после вещи. А концептуалисты считали, что общее существует внутри и после вещи, как результат обобщения свойств отдельных вещей.
Крупными философами периода схоластики были Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Уильям Оккам, Фома Аквинский.
Ф. Аквинский, развивая идеи Аристотеля выдвинул, в частности, знаменитые пять доказательств существования Бога, главным из которых было утверждение о том, что если все в мире целесообразно, значит есть Разумный зодчий. Фома Аквинский впоследствии стал официальным теоретиком католической церкви, основав философско-религиозное направление – томизм.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 8 часов 29 минут 4 секунды:[/color][/size]
III. Ключевые проблемы средневековой философии

Основными проблемами, обсуждавшимися средневековыми философами, были проблемы души и тела, добра и зла, свободы воли и предопределения, веры и разума.
Средневековые философы считали, что в человеке присутствует два начала – тело и душа. Тело – темница души, которую нужно освободить для достижения высшего блаженства. Красота человека – в торжестве духа над телом. Высшая добродетель – усмирение плоти.

Важное место в размышлениях средневековых философов занимали проблемы добра и зла. С точки зрения Св. Августина, Бог – Источник добра, он творит только добро. А зло в мире необходимо, чтобы понять, что такое добро, чтобы пройти «искушение злом». Человек сам свободно выбирает между добром и злом.
Интересные дискуссии возникали также по проблеме свободы воли и предопределения. С одной стороны человек действует свободно, с другой – все заранее предначертано Богом. Св. Августин полагал, что Бог не столько предопределяет, сколько предвидит человеческие действия в качестве свободных, т. е. ему все известно заранее.
В трактовке проблемы веры и знания наблюдалась эволюция взглядов средневековых философов:
«Верую, потому что абсурдно» (Тертуллиан);
«Верую, чтобы понимать» (Св. Августин);
Идея гармонии веры и разума (Фома Аквинский);
«Понимаю, чтобы верить» (П. Абеляр);
Теория двух истин – веры и разума, независимых друг от друга (И.Д. Скотт, Р. Бэкон, У. Оккам).
Как видим, с течением времени растет понимание роли разума в жизни человека и общества.
В целом, оставаясь «служанкой богословия», средневековая философия поставила и попыталась решить важные бытийные и мировоззренческие проблемы.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 3 минуты 13 секунд:[/color][/size]
V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

I. Мировоззренческие основы эпохи Возрождения

Для мировоззрения эпохи Возрождения характерны: антропоцентризм; секуляризация; творческо-деятельностное отношение к миру; свобода мысли; гедонизм; особое внимание к культуре, особенно античной; гражданственность.
Следует, вместе с тем, обратить внимание на противоречивость мировоззрения эпохи Возрождения, что выражалось в частности, в абсолютизации свободы индивида, этическом нигилизме и т. д.
Философия эпохи Возрождения восприняла ее мировоззренческие основы, сосредоточив внимание на гуманизме, натурфилософии, социально-политической и религиозно-реформаторской тематике.

II. Гуманистические тенденции философии Возрождения

Философия эпохи Возрождения была гуманистична, она утверждала достоинство человека, его свободу, его способности, мощь его разума.
Гуманистические тенденции нашли воплощение в творчестве целого ряда мыслителей Возрождения.
Так, Данте полагал, что человек свободен, лично ответственен за все содеянное, и это определяет его достоинство. Главную роль в жизни человека Данте отводил любви.
Франческа Петрарка считал, что главное в человеке – его добродетельная душа, стремление к знаниям, творчество и вера.
Своеобразное кредо гуманизма – «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола. Человек, считает автор, – связующее звено между материей и духом. Он – узел мира, способный опуститься до состояния животного или возвыситься к Богу.
Мишель Монтень в своих «Опытах» пытался увидеть величие человека, несмотря на его одиночество, противоречивость, несовершенство, смертность. «Что я знаю?» – задает вопрос М. Монтень и отвечает: «Далеко не все. Но я могу задавать вопросы».

[size=85][color=green]Добавлено спустя 4 минуты 7 секунд:[/color][/size]
III. Возрожденческая натурфилософия

Важным направлением философской мысли эпохи Возрождения была натурфилософия – учение о природе (Вселенной) в ее взаимоотношении с Богом и человеком.
Крупнейшим натурфилософом эпохи Возрождения был Николай Кузанский. Кузанский считал, что Бог – это абсолютный максимум, т. е. самая высшая, самая всеобщая категория и, одновременно, – абсолютный минимум, потому что он проявляется в любой самой малой вещи. Так как Бог во всем, то природа – результат развертывания Бога, т. е. Бог как бы растворяется в природе (пантеизм).
Николай Коперник создал гелиоцентрическую модель мира, в соответствии с которой не Земля, а Солнце – центр нашей Вселенной. Теория Коперника произвела революцию в астрономии и мировоззрении, опрокинув взгляды, освященные авторитетом Церкви.
Идеи Н. Коперника были развиты Джордано Бруно, который утверждал, что мир един и бесконечен, несотворим и неуничтожим. Он прославлял бесконечность человеческого познания, высшую доблесть мыслителя, которая воплощается в самоотречении ради достижения истины.

IV. Социально-политические и религиозные идеи Возрождения и Реформации

Одним из первых заинтересовался проблемами общества и государства итальянский мыслитель Николо Макиавелли. Он считал, что мотивами действий человека в обществе являются стремление к власти и обогащению. Людьми можно управлять только с помощью силы и хитрости. Политик должен исходить не из религии и морали, а из соображений целесообразности и выгоды.
В эпоху Возрождения появляются идеи утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла). Томас Мор, в частности, утверждал, что лучшим является общество, цель которого – благополучие и счастье всех граждан. Достигнуть этой цели можно путем упразднения частной собственности.
В эпоху Возрождения религиозные проблемы хотя и отошли на второй план, однако продолжали интересовать философов. Широкое распространение получили мистические интерпретации религии (Я. Беме, Парацельс, М. Нострадамус).
В 16 в, появляется и такое религиозное течение как Реформация (идеологи Мартин Лютер, Жак Кальвин). Реформация была направлена против католической церкви и привела к возникновению протестантизма. Протестанты настаивали на личном отношении человека и Бога, выступали за демократизацию церкви и ее удешевление. Было выдвинуто учение о мирском призвании, в соответствии с которым искать спасение надо в земной жизни. Идеологи протестантизма внедряли новую этику, основанную на трудолюбии, бережливости, предприимчивости. Не случайно М. Вебер назвал протестантизм идеологической основой капитализма.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 4 минуты 1 секунду:[/color][/size]
VI. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII – XVIII ВВ.

I. Основные направления в европейской философии 17 в. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Паскаль

17 век – начало Нового времени, становления капитализма, бурного развития экономики, науки (Галилей, Кеплер, Ньютон). Главным направлением философии становится теория познания. Сложилось два основных направления в фило-софии 17 в. – эмпиризм и рационализм.
Основоположник эмпиризма – Френсис Бэкон, автор знаменитого утверждения « Знание – сила». В работе «Новый органон» он указывает, что надо освободить человеческий разум от заблуждений (т. н. идолы рода пещеры, рынка, теат-
ра), которые мешают достижению истины. В познании следует опираться на опыт – в этом суть эмпиризма. Ф. Бэкон создал также первую техноутопию.
Основоположник рационализма Рене Декарт прославился известным афоризмом «Я мыслю, следовательно, существую». В работе «Рассуждение о методе» он утверждает, что главный инструмент познания – разум (в этом суть рационализ-ма), а основной метод – дедукция. Ключевые идеи человеческого разума являются врожденными и ведущими свое происхождение от Бога. Р. Декарт был дуалистом – признавал две равноправные субстанции: протяженную и мыслящую.
Блез Паскаль стоял в стороне от основной, гносеологической проблематики философии 17 в. В своих «Мыслях» он особое внимание уделял духовным проблемам человека, которого он характеризовал как «мыслящий тростник», трагич-ности человеческого существования, поискам Бога (т. н. «пари Паскаля»).

II. Эмпиризм философии Т. Гоббса и Дж. Локка

Идеи Ф. Бэкона в философии были развиты Т. Гоббсом и Дж. Локком.
Томас Гоббс считал, что существует только материя, состоящая из тел и находящаяся в постоянном движении, критически относился к идее Бога и религии. Источник идей, по Гоббсу – внешний мир, ощущения. В работе «Левиафан» вы-двинул концепцию «общественного договора».
Джон Локк в своей работе «Опыт о человеческом разуме» утверждал, что первоначало человек – tabula rasa («чистая доска»), а все идеи и знания приходят к нему от ощущений, из внешнего мира (сенсуализма). «В интеллекте нет ничего, чего не было бы раньше в ощущениях (чувствах)». Большую роль в познании уделял опыту – внутреннему и внешнему. Локк – один из основоположников либерализма (учение о естественных, неотчуждаемых правах человека).

[size=85][color=green]Добавлено спустя 3 минуты 24 секунды:[/color][/size]
III. Рационалистическая философия Б. Спинозы и Г. Лейбница

Идеи Р. Декарта были развиты Б. Спинозой и Г. Лейбницем.
Бенедикт Спиноза считал, что существует только одна субстанция, единая и бесконечная, которая есть причина самой себя – Природа или Бог (пантеизм). У этой субстанции два атрибута – мышление и протяженность. Б. Спиноза – автор знаменитого тезиса о свободе как осознанной необходимости. Свою «Этику» он построил на геометрическом методе доказательств.
Готфрид Лейбниц, полемизируя с Локком, полагал, что в интеллекте нет ничего, чего бы не было раньше в чувствах – кроме самого интеллекта. Рассматривал мир как совокупность духовных первокирпичиков-монад. Мир – предуста-
новленная гармония, созданная Богом. В своей работе «Теодицея» провозглашал: «Все к лучшему в этом лучшем из миров».

IV. Скептицизм в философии 18 в.: Дж. Беркли, Д. Юм

Во 2-й половине 18 в. появились мыслители, которые начали выражать сомнения в возможности познания сущности вещей.
Джордж Беркли, соглашаясь с тем, что человек воспринимает мир с помощью своих ощущений, утверждал, что эти ощущения и создают реальный мир. Существовать – значит быть воспринимаемым, полагал Дж. Беркли, что могло привес-ти к солипсизму («в мире нет ничего, кроме меня»). Беркли, правда, считал, что благодаря Богу, который всегда все воспринимает, окружающий мир существует постоянно. Таким образом, Дж. Беркли фактически был агностиком.
Дэвид Юм на вопрос о том, существует ли внешний мир, отвечал уклончиво: «не знаю». Ведь человек не в силах выйти за пределы своих впечатлений. Д. Юм был противником детерминизма (учения о причинной обусловленности явлений). В этике был утилитаристом (полезность – критерий нравственности).

[size=85][color=green]Добавлено спустя 2 минуты 10 секунд:[/color][/size]
V. Философия французского Просвещения 18 в.

В середине 18 в. интеллектуальный центр Европы переместился во Францию, в которой назревала революция и возникло идейное течение – Просвещение.
Характерные черты Просвещения:
– вера в человеческий разум;
– идея общественного прогресса;
– антифеодальная направленность;
– утверждение народного суверенитета, разделение властей, прав человека;
– светский характер мировоззрения.
Философской основой Просвещения был механистический материализм, который утверждал, что мир материален, стабилен, развивается по законам физики (механики).

Основные представители французского Просвещения:
Вольтер (критика абсолютизма, феодальных порядков, церкви, утверждение толерантности);
Ж.Ж. Руссо (критическое отношение к собственности и необходимость ее уравнения, лозунг «Назад к природе»);
Д. Дидро (создатель знаменитой «Энциклопедии», утверждавший, что неверие – первый шаг в философии);
Ш. Монтескье (автор идей о многофакторности развития общества и разделении властей);
П. Гольбах (автор «Системы природы» – библии атеистического материализма, считал, что материя – все то, что действует на наши органы чувств, все в мире имеет свою причину);
Ж. Ламетри (уподоблял человеческий организм самозаводящейся машине, считал, что надо не страдать, а наслаждаться, ведь души нет, есть только тело).

[size=85][color=green]Добавлено спустя 21 час 30 минут 34 секунды:[/color][/size]
VII. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

I. И. Кант

Иммануил Кант – первый из блестящей плеяды немецких философов к. 18 – нач. 19 вв. В первый докритический период своего творчества он занимался вопросами естествознания и вместе с Лапласом выдвинул гипотезу происхождения Солнечной системы.
В «критический» период им были написаны работы, посвященные в основном проблемам познания: «Критика чистого разума», Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Кант считал, что в познании действуют ощущения, рассудок, который обрабатывает результаты ощущений и разум, который направляет рассудок и выполняет абстрактную теоретическую работу.
Кант различал «вещи в себе», т. е. вещи, как они существуют сами по себе (трансцендентный мир ноуменов) – этот мир для человека непознаваем. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является (мир феноменов).
Явления мира разум упорядочивает с помощью априорных (т. е. доопытных) понятий. Пытаясь добраться до сути вещей, разум сталкивается с антиномиями (противоречиями), например: Бог есть – Бога нет. Эти антиномии разум решить не в состоянии, они могут быть только предметом веры.
Большое внимание Кант уделял проблемам морали. Он считал, что в основе поступков людей должен лежать только моральный долг, требования совести. Широко известен категорический императив Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать и принципом всеобщего законодательства», «Относись к человеку в своем лице и в лице другого человека только как к цели и никогда как к средству".

II. Философия И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинга

Иоган Фихте – автор работ «Наукоучение", «Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии». Фихте считал, что человек – источник и причина своих поступков, его воля всегда должна быть на первом месте. Реальный мир, считал Фихте, существует постольку, поскольку о нем мыслит субъект, чтобы создать возможность для самореализации «Я» (субъективный идеализм). В изложении своего метода использовал триаду: пола-гание – отрицание – синтез.
Фридрих Шеллинг – автор работы «Система трансцедентального идеализма». Большое внимание уделял натурфилософии – осмыслению природы. Природа – целостное, гармоничное устройство, единство противоположностей. Это форма бессознательной жизни разума, наделенная мощной творческой силой. Природа порождает сознание и человека. Высшей формой познания считал искусство.

III. Г.В.Ф. Гегель

Георг Гегель – высшее достижение немецкой классической философии, одна из вершин мировой философии. Основные работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др.
В основе всего сущего считал Гегель лежит абсолютная идея – безличное духовное начало, которое проявляет себя в деятельности и творит все сущее. Абсолютная идея находится в постоянном движении.
Первая ступень развития абсолютной идеи – логика. Здесь идея раскрывает свое содержание в системе взаимосвязанных и переходящих друг в друга логических категорий (бытие – ничто – становление и др.) Понятия находятся в посто-янном движении, развитии, источником которого являются противоречия.
Вторая ступень развития абсолютной идеи – природа. Из сферы чистой мысли абсолютная идея переходит в форму инобытия – природу, т. е. получает определенную материальную оболочку. Природа – это целостный, взаимосвязанный, развивающийся процесс.
Третья ступень развития абсолютной идеи – дух. Абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Гегель выделяет:
– субъективный дух – духовное развитие индивида;
– объективный дух – социально-историческая деятельность человечества (нравственность, право, семья, общество, государство, всемирная история);
– абсолютный дух, который раскрывается в искусстве, религии, философии
(вершина самосознания абсолютной идеи).
Главная заслуга Гегеля – глубокое обоснование и применение диалектического метода.
Основные принципы гегелевского диалектического метода:
– развитие всего сущего;
– противоречия как источник развития (единство и борьба противоположностей);
– переход количественных изменений в качественные с помощью скачка;
– спиралевидность развития через отрицание;
– взаимосвязь всех явлений и др.
Гегелевская диалектика была идеалистической, т. е. диалектикой абсолютной идеи, а не объективного мира. У Гегеля можно обнаружить противоречия между системой и методом. Метод утверждал относительность любой истины, постоянное развитие всего сущего, а система объявляла философию Гегеля истиной в последней инстанции, а немецкий народ и прусское государство – вершиной истории.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 1 минуту 57 секунд:[/color][/size]
IV. Философия Л. Фейербаха

Людвиг Фейербах – автор работ «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Основы философии будущего». Фейербах сначала был гегельянцем, а затем критиковал Гегеля за идеализм. Фейербах же считал, что мышление первично, а бытие – вторично. Человек – биологическое, природное существо, в котором тело и душа составляют две стороны человеческого организма, причем именно тело составляет сущность человеческого «я».
С точки зрения Фейербаха «Человек – единственный универсальный и высший предмет философии». А Бог – это сущность человека, вынесенная за пределы самого человека. Религия заложена в сущности человека. Но вместо Бога надо по-клоняться человеку. Надо любить человека как высшую ценность «Человек человеку Бог».

[size=85][color=green]Добавлено спустя 3 часа 21 минуту 54 секунды:[/color][/size]
VIII. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19 В.

I. Позитивизм

19 век – век научных открытий и технических изобретений, когда классическая (например, немецкая) философия стала казаться, ввиду абстрактности, оторванной от жизни. Возникает позитивизм, который утверждает, что философия в чистом виде вообще не нужна, ее должна заменить наука.
Основатель позитивизма – Огюст Конт, автор классификации наук, отец социологии. Конт выделил три стадии интеллектуального развития человечества: теологическую (решающая роль религии), метафизическую (философия) и пози-тивную (наука). Философия, по Конту, должна заниматься анализом конкретных фактов, а не отысканием причин.
Герберт Спенсер считал, что задача философии – унификация знания, выявление общих принципов всех наук. Главный принцип – эволюция. Г. Спенсер был сторонником социал-дарвинизма.
Джон Стюарт Милль утверждал, что философия и наука должны быть основаны на индуктивной логике, отличаться простотой и ясностью.
В к. 19 в. начался второй этап в развитии позитивизма – эмпириокритицизм (Э. Мах, Р. Авенариус), который, в соответствии с принципом экономии мышления, требовал изгнания из науки философских категорий и религиозных представлений.

II. Марксизм

19 век – век бурного развития капитализма, который породил рабочее движение и интерес мыслителей к социальным проблемам.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс повернули философию к проблемам изменения мира. Они соединили диалектику Гегеля и материализм Фейербаха, создав диалектический материализм. Энгельс, в частности, дал классическое определе-ние основного вопроса философии, сформулировал три закона диалектики, рассмотрел основные формы движения.
Маркс особое внимание уделял проблемам отчуждения человека, трудящегося при капитализме, причиной которого является частная собственность, эксплуатация человека человеком.
Марксизм утверждал, что развитие общества носит закономерный характер, утверждал определяющее влияние экономического фактора (особенно отношений собственности) на общественную жизнь.
Марксизм считал движущей силой истории классовую борьбу, которая приводит к революции и смене общественно-экономических формаций.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 3 минуты 53 секунды:[/color][/size]
III. А. Шопенгауэр

В сер. 19 в. все явственнее стала ощущаться иррациональность существования человека в мире машин и социальных катаклизмов. Появились философы, которые обратились к проблемам смысла жизни человека, тому, что ему делать. Один из них – А. Шопенгауэр.
Артур Шопенгауэр – автор книги «Мир как воля и представление». Он считал, что жизнь лишена всякого смысла, потому что заканчивается смертью. И только воля – это такая энергия, которая заставляет человека цепляться за жизнь, бо-роться, все время чего-то желать. В погоне за удовольствиями человек страдает сам и заставляет страдать других. Шопенгауэр был пессимистом и считал, что мы живем в наихудшем из миров. Выход Шопенгауэр видел в том, чтобы подавить волю к жизни, отказаться от непомерных желаний, стать аскетом, которому ничего от жизни не надо.

IV. С. Кьеркегор

Серен Кьеркегор – датский философ первой половины 19 в., автор работ «Или-или», «Страх и трепет», «Болезнь к смерти» и др. Центральной основой человеческого "я" считал экзистенцию (существование). Кьеркегор выделял такие категории человеческого существования как страх, отчаяние, свобода, вера. Страх – это отношение свободы к вине, боязнь греха и ощущение его неизбежности. Отчаяние – это состояние внутреннего неприятия самого себя, стимулирующее стремление к свободе и вере. Свобода – это ситуация выбора и персональной ответственности за свои решения. Вера – альтернатива отчаянию, позволяющая обрести смысл жизни и путь к спасению.
Кьеркегор выделял три формы человеческого существования: эстетическая (человек живет сиюминутными удовольствиями), этическая (человек начинает поступать в соответствии с чувством долга), религиозная (когда его жизнь осно-вана на вере).

[size=85][color=green]Добавлено спустя 15 минут 46 секунд:[/color][/size]
V. Ф. Ницше

Фридрих Ницше – немецкий философ второй половины 19 в., написал работы «Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и др. Выделял в жизни два начала: аполлоновское (олицетво-рение разума) и дионисийское (воплощение импульсивных творческих порывов), которому отдавал предпочтение. Жизнь, по Ницше – это борьба, свобода, воля к власти.
Ницше считал, что высшие ценности (добро, истина, любовь) потеряли на пороге 20 в. свое значение. Бог умер. Нужна переоценка ценностей. Он критиковал мораль рабов, основанную на христианстве, т. к. терпение, милосердие, покор-
ность – это мораль слабых, которая обуздывает волю к жизни, возвышает чернь, толпу. Ницше поддерживал мораль господ, аристократов духа, основанную на свободе, силе, ненависти.
Ницше выдвинул идею сверхчеловека. Сверхчеловек – это тот, кто стоит по ту сторону добра и зла, кому все позволено, кто создает свою систему ценностей, кто отвечает за все. Обычные люди – только навоз, нужный для выращивания сверхчеловека, который должен занять место Бога.

VI. 19 век – переход от классической к неклассической философии

Творчество философов – иррационалистов (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше) свидетельствовало о переходе от классической к неклассической философии.
Классическая философия
Неклассическая философия
1. Мир целостен, един, разумен, познаваем
1. Мир множественен, неустойчив, неразумен, непознаваем
2. Наука, разум – средства совершенствования мира, общества и человека
2. Наука, разум – средства подавления человека. Миром правят иррациональные факторы (воля, эмоции, инстинкты)
3. Уверенность в прогрессе
3. Сомнения в прогрессе
4. Созерцательное отношение к миру, поиск фундаментальных первооснов сущего
4. Эмоциональное, пристрастное, личностное отношение к миру
5. Человек рассматривается как родовое существо
5. Интерес к живому, конкретному человеку со всеми его горестями и радостями
loshadka
Лечение общением
Сообщения: 1950
Зарегистрирован: 16.10.2013, 17:43

Re: ФИЛОСОФИЯ кратко!

Сообщение loshadka »

а современные если кратенько или сложно все?
мне кажется появление наркотиков должно было просто бум в философии устроить
Nebes
Лечение общением
Сообщения: 591
Зарегистрирован: 01.01.2014, 19:31

Re: ФИЛОСОФИЯ кратко!

Сообщение Nebes »

IX. ФИЛОСОФИЯ 20 В.

I. Особенности философии 20 в.
Философия 20 в. отразила его противоречивость и трагедийность. Для нее характерно огромное многообразие философских школ и направлений (феноменология, интуитивизм, структурализм, прагматизм, герменевтика, персонализм, антропология и др.).
В философии 20 в. можно выделить два основных направления:
– научное, которое полагает, что философия должна заниматься усилением ясности, четкости, строгости научных теорий и концепций;
– личностное, для которого характерен интерес к человеку, его проблемам, страхам и надеждам.

II. Позитивистская традиция в философии 20 в.

В 20 в. развивались традиции позитивизма, заложенные в 19 в. О. Контом и продолженные в к. 19 – нач. 20 в. эмпириокритицизмом.
В 20 гг. 20 в. возникает третья форма позитивизма – неопозитивизм (Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Б. Рассел). Все проблемы науки и философии, считали неопозитивисты, связаны с употреблением обычного языка, нечеткостью многих понятий. Неопозитивисты ввели принцип верификации – только те высказывания имеют смысл, которые допускают опытную проверку прямо или косвенно. Поэтому многие религиозные и философские утверждения должны из науки устра-няться. Философия нужна лишь как деятельность, связанная с прояснением языка.
Принцип верификации вызвал многочисленные возражения, поэтому К. Поппер, один из основоположников постпозитивизма (четвертая стадия позитивизма), выдвинул принцип фальсификации. В соответствии с этим принципом кри-терием научности теории является возможность в принципе ее опровергнуть, т. е. доказать ее фальшивость.
Постпозитивисты (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд), в отличие от неопозитивистов, большое внимание уделяли динамике научного знания (а не только языку науки), указывали на его социокультурную обусловленность, отмечали роль философии в развитии науки.

Добавлено спустя 2 минуты 2 секунды:
III. Психоаналитическая философия

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд – автор работ «Введение в психоанализ», «Тотем и табу», «Я и оно» и др. Фрейд впервые показал, что человек во многом руководствуется не разумом, а бессознательными инстинктами. Человек – это окультуренное благодаря суперэго и обуздываемое с помощью эго животное, в основе деятельности которого лежит либидо – сексуальная энергия. Вся человеческая история и культура, по Фрейду, результат борьбы двух сил. Эти силы: Эрос (любовь) и Танатос (смерть).
Альфред Адлер считал, что руководящим началом жизнедеятельности является воля к власти, в том числе над самим собой. Мобилизовав свои возможности (сверхкомпенсация), человек способен преодолеть комплекс неполноценности и добиться успеха в жизни.
Карл-Густав Юнг ввел в философию понятие «коллективное бессознательное» – скрытые следы памяти человеческого прошлого (архетипы), зафиксированные в мифологии, эпосе, религии и влияющие на повседневную деятельность людей.
Эрих Фромм, соединяя идеи З. Фрейда и К. Маркса, критикует современное общество, для которого характерны консьюмеризм (потребительство), нарциссизм (эгоцентризм), некрофилия (любовь к мертвому), бегство от свободы. Выход – в любви, которая объединяет людей.
Теодор Маркузе охарактеризовал современного человека как одномерного, стремящегося жить как все, делать как надо. Маркузе в противовес выдвигает принцип индивидуальной свободы.

Добавлено спустя 4 минуты 5 секунд:
IV. Экзистенциализм

Экзистенциализм – философия существования. Существование (экзистенция) – это неповторимость личного опыта человека, которая раскрывается в т. н. пограничных ситуациях (страх, тоска, вина, угроза смерти).
Мартин Хайдеггер (основное произведение «Бытие и время») считал, что обычная бездумная человеческая жизнь, наполненная суетой и будничными делами – это неподлинное существование. Подлинным существование становится, когда человек задумывается о смерти, понимает кратковременность и неповторимость своей жизни, начинает ценить ее. Надо попытаться реализовать себя, жить в соответствии с самим собой.
Альбер Камю, автор работ «Миф о Сизифе», «Бунтующий человек», полагал, что человеческое существование абсурдно. Однако все равно человеческая жизнь является абсолютной ценностью. Человек смертен, но давайте умирать, сопротивляясь, говорил Камю. Он провозглашал бунт в качестве жизненного принципа – никому не подчиняться, все критиковать.
Жан-Поль Сартр (основное произведение «Бытие и ничто») считал, что человек одинок в этом мире. Существование человека предшествует сущности (т. е. сначала он просто существует, ничего из себя не представляет, а потом сам стро-ит свою сущность). Человек таков, каким он хочет стать. Ключевая характеристика человека – его свобода. Свобода – это выбор, и даже если ты не делаешь выбор – это тоже выбор. Свобода неотделима от ответственности. Бессмысленно ссылаться на других, на обстоятельства – ты отвечаешь за все.

V. Религиозная философия

В 20 в. несколько сократился удельный вес религиозной проблематики в философской литературе, однако религиозная философия по-прежнему пользуется большим авторитетом.
Среди западных философско-религиозных учений наиболее популярен неотомизм, модернизация учения Фомы Аквинского. Наиболее оригинальный мыслитель Пьер Тейер де Шарден (основное произведение «Феномен человека»), Т. де Шарден считал, что мир не имеет ни начала, ни конца и эволюционирует под воздействием энергии, которая является естественной формой божественной благодати. Мир эволюционирует от точки Альфа (элементарные частицы бытия) к точке Омега (духовному центру универсума, Богу).
Большую популярность получили в 20 в. восточные религиозно-философские течения (теософия Блаватской, агни-йога Рерихов, антропософия Штейнера, учение М. Ганди, интегральная йога Шри Ауробиндо Гхоша, неортодоксальная фи-лософия буддизма Ошо и др.). Общий смысл этих учений: соединение всех религий, а также религии, науки и искусства, нравственное самосовершенствование личности с использованием медитации, эзотерических приемов, экстатических усилий.

Добавлено спустя 2 минуты 8 секунд:
VI. Философия постмодернизма

Постмодернизм – самое современное философское направление на Западе (Р. Барт, Ж. Деррида, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез).
Постмодернизм особое внимание уделяет несистемным характеристикам человека. Общество рассматривается как тотальное проявление отношений «власть – подчинение». Тенденции к упорядоченности, устойчивости, единству постмодер-нисты противопоставляют индивидуальность, уникальность, разобщенность. Постмодернисты выступают против претензии науки на выработку всеобщих законов, бинарных оппозиций (истина – ложь и др.). Они отдают предпочтение куль-туре, а не науке и выступают за плюрализм.
Интересной является постмодернистская концепция симулякра (знак как фикция), которая отражает ситуацию, когда реклама, политика, компьютерные игры превращаются во вторую реальность, определяющую поведение человека.
Большую роль постмодернизм отводит литературе. Мир рассматривается ими как гипертекст. Особое внимание обращается на дискурс – совокупность смыслов и проблем, связанных с определенным текстом.
loshadka
Лечение общением
Сообщения: 1950
Зарегистрирован: 16.10.2013, 17:43

Re: ФИЛОСОФИЯ кратко!

Сообщение loshadka »

спасибо Nebes за инфу
подумаю
многое из чужих описаний мира людей можно отнести к этому
как бы все это и остальное соединить
просто философия мне ни когда не нравилась размазывают свои по сути простые идеи по бумаге читать тяжело а тут кратенько
как будто ищу ответ на забытый вопрос
по интернетам и не только
Nebes
Лечение общением
Сообщения: 591
Зарегистрирован: 01.01.2014, 19:31

Re: ФИЛОСОФИЯ кратко!

Сообщение Nebes »

X. ФИЛОСОФИЯ И НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

I. Особенности отечественной философии

Особенности отечественной (восточнославянской) философии:
– религиозно-интуитивное постижение истины;
– нравственная направленность;
– социальность;
– эстетичность;
– синтетический характер философии.
Особенности отечественной философии вытекают из своеобразия славянского (русского) менталитета, для которого характерны приоритет веры над разумом, правды над правом, государства и общины над личностью.

II. Восточнославянская философия 10–18 вв.

Настоящая философия, возникшая в России в 19 в., имела богатую предысторию.
Философскую проблематику затрагивали уже древнерусские книжники (Илларион, Кирилл Туровский, Владимир Мономах), которые ценили человеческий разум, ставили благодать выше закона, проповедовали любовь к Богу.
В 15–16 вв. в русском обществе шли религиозно-философские дискуссии (нестяжатели и иосифляне, концепция «Москва – Третий Рим»).
В эпоху белорусского Возрождения (16 в.) развернулась деятельность выдающихся просветителей. Франциск Скорина считал, что высшее благо – интеллектуально насыщенная, нравственно совершенная и общественно полезная жизнь на земле. Сымон Будный выдвигал на первый план свободу человеческой личности и критически относился к многим церковным догматам. Лев Сапега указывал на решающую роль права в обеспечении свободы и безопасности личности. Казимир Лыщинский (17 в.) – автор трактата «О несуществовании Бога».
В 17–18 вв. развернулось творчество таких мыслителей, как Ю. Крижанич (в своей классификации наук отводил решающее место философии), Г. Сковорода (дал рационалистическо-символическое толкование Библии), М. Ломоносов (атомистический материализм, трактовка Бога как архитектора Вселенной), А. Радищев (проблема существования души, роль индивидуального и общественного разума, проповедь свободы и просвещения).

Добавлено спустя 2 минуты 11 секунд:
III. Исторические судьбы России в философии первой половины 19 в.

Первые философские рассуждения о путях развития России принадлежат Петру Чаадаеву («Философические письма», «Апология сумасшедшего»). Чаадаев критически относился к прошлому и настоящему России, считал, что мы ничего позитивного не дали миру. Россия – страна, в которой мало что сделано и поэтому можно сделать все что угодно. Необходимо обратиться к опыту Запада и создавать общество на основе права, порядка, долга.
Дискуссию об исторических судьбах России продолжили западники (Т. Грановский, К. Кавелин, Н. Чичерин) и славянофилы (И. Киреевский, А. Хомяков, Ю. Самарин). Западники идеализировали Запад и будущее России, выступали за интеграцию России в мировую культуру, их философия ориентировалась на естественные науки, отличалась рационализмом, проповедовала индивидуализм. Славянофилы идеализировали прошлое России, выступали за своеобразие исто-рического пути России, их философия была тесно связана с искусством, отличалась иррационализмом, проповедовала соборность.
Русские революционеры-демократы (А. Герцен, Н. Чернышевский) эволюционировали от надежды на Запад к проповеди революции с опорой на крестьянскую общину. В их философии сильны материалистические мотивы и элементы диа-лектики.

IV. Философские проблемы в классической русской литературе

Специфика России в том, что властителями умов были зачастую не столько философы, сколько писатели.
Лев Толстой испытал влияние таких философов как Ж.-Ж. Руссо, И. Кант, А. Шопенгауэр. Он критиковал церковь и выступал за религию, основанную на подлинных заветах Христа, проповедовал принцип любви и непротивления злу наси-лием, а решающее место в истории отводил не великим личностям, а народу.
Федор Достоевский – самый философский писатель в мировой литературе. Достоевский в своих произведениях поставил вопросы о нравственной цене прогресса, о красоте, которая спасет мир, о необходимости веры, смирения, состра-дания. Он критиковал идею исключительной личности, готовой на преступление, ибо преступление несовместимо с совестью человека. Достоевский доказывал бессмысленность революции, т. к. для лучшей жизни необходимо изменить душу человека, а не внешние обстоятельства.

Добавлено спустя 2 минуты 44 секунды:
V. Русская философия к. 19 – нач. 20 вв.

Конец 19 – начало 20 вв. – расцвет русской философской мысли, представленной такими именами как П. Флоренский, Л. Шестов, Н. Лосский, С. Карсавин, С. Франк, Н. Федоров, В. Розанов, В. Соловьев, Н. Бердяев и др.
Владимир Соловьев первым в России создал свою особую философскую систему – философию всеединства. Всеединство – воссоединенность, примиренность и гармонизированность всех элементов бытия, центром которого является Бог. Бог связан с миром через Софию (Мировая Душа, Божественная Премудрость, Вечная женственность). Сущее, по Соловьеву, это единство блага, истины и красоты, предполагающее любовь. Соловьев выступал за единство трех основных ветвей христианства, а также трех форм познания (наука, философия, религия). Смысл человеческой истории и истории – Богочеловечество, т. е. уподобление Богу. Человек должен строить свою жизнь на чувствах стыда, сострадания и благоговения.
Николай Бердяев в своих произведениях показал противоречие русского национального характера (язычество и христианство, рабство и бунт, жестокость и мягкость и др.). Бердяев считал, что русская душа носит женский характер (пас-сивность, подчинение силе, склонность перенимать чужое и др.).
Бердяев называл свою философию персонализмом, особое внимание уделял личности, которая должна быть самим собой. Сущностью личности является свобода, которая предвечна миру. Свобода – это творчество. Только творя, человек сохраняет свободу и уподобляется Богу.

VI. Советская философия
В советское время главным философом стал считаться Владимир Ленин («Материализм и эмпирикритицизм», «Философские тетради»). Ленин развивал идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, дал определение материи как объективной реальности, данной нам в ощущениях, критиковал идеализм, считал, что философия должна быть партийной, служить определенным классовым интересам.
Несмотря на резкое снижение уровня философского мышления, и в советское время творили незаурядные оригинальные мыслители В. Вернадский, А. Лосев, Э. Ильенков, М. Бахтин, Л. Гумилев, М. Мамардашвили.

Добавлено спустя 1 минуту 19 секунд:
Спасибо за данный труд автору.
(Учреждение образования
Федерации профсоюзов Беларуси
«Международный институт трудовых и социальных отношений»
Гомельский филиал
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по курсу
«Философия»
I часть
Айзенштадт А.Л., к.и.н., доцент
Гомель, 2005).

Добавлено спустя 7 минут 56 секунд:
loshadka писал(а):спасибо Nebes за инфу
просто философия мне ни когда не нравилась размазывают свои по сути простые идеи по бумаге читать тяжело а тут кратенько


А я в ВУЗе почти всю прогулял. Вот, наверстал "верхушки". Верхушек набрался).
Влезать в глубину каждого философского взгляда долго и часто неинтересно.
Какие-то идеи нашли отклик в моей душе, какие-то показались наивными, а философия Ницше - откровенно дьявольской.

Думаю, исходя из предложенного краткого описания каждый сам сможет залезть в Википедию или скачать нужного и интересного ему автора-философа.

Наркотики, думаю, никак не связаны ,также как и шизофренические симптомы, ни с успехами в науках, ни с творчеством.
История показывает ,что лишь вредили всегда и тому, и другому. Один Врубель чего стоит - нарисовал такую Божью Матерь в психозе, что только ужаснуться можно.
Вертинский под кокаином писал какие-то песенки, которые ему показались дико бездарными при выходе из кайфа, и он их не включил в репертуар.
Иные вообще в тюрьму попали, или покончили с собой.

Так что не стоит удивляться. Серьёзные вещи требуют полного погружения, лет на 50, т.е. на всю жизнь. Тогда и в истории что-то новое появляется.
Ну а наркотики... Высоцкий ,может, что-то и написал под кайфом. Кого-то и "осеняли". Но быстро выдыхаются такие "вдохновенные" состояния, если они в порядке исключения и присутствуют.
Это же вред для психики и тела... А больное тело и душа может что-то здоровое произвести? Похоже, что на это не будет ни физических сил, ни душевных...
loshadka
Лечение общением
Сообщения: 1950
Зарегистрирован: 16.10.2013, 17:43

Re: ФИЛОСОФИЯ кратко!

Сообщение loshadka »

Идеи Ницше не показались дьявольскими скорее примитивные демонстративные он троль, намеренно смещал фокус внимания только на некоторые стороны нашей жизни, урезал все.
Тот же Макиавелли циник но как то нормально воспринимается.
Античные философы унылы. Современные сложны для понимания.
Думаю, исходя из предложенного краткого описания каждый сам сможет залезть в Википедию или скачать нужного и интересного ему автора-философа.

в этом и фишка
У Врубеля демон мне нравится - очень красиво такой одинокий, но ты Небес со мной скорее всего не согласишься.
andr80
Шизофрения
Сообщения: 50
Зарегистрирован: 18.11.2014, 01:21

Re: ФИЛОСОФИЯ кратко!

Сообщение andr80 »

loshadka писал(а):Идеи Ницше не показались дьявольскими скорее примитивные демонстративные он троль, намеренно смещал фокус внимания только на некоторые стороны нашей жизни, урезал все.
Тот же Макиавелли циник но как то нормально воспринимается.
Античные философы унылы. Современные сложны для понимания.
Думаю, исходя из предложенного краткого описания каждый сам сможет залезть в Википедию или скачать нужного и интересного ему автора-философа.

в этом и фишка
У Врубеля демон мне нравится - очень красиво такой одинокий, но ты Небес со мной скорее всего не согласишься.

Да все просто ребята кто поймёт молодец, либо вы хаваете инпринты, и становетесь ими, либо творите(от господа) , либо борьба между озвучеными,
Не говорите спасибо, я свое схавал и творю как могу.
Чето много слов от лукавого это
loshadka
Лечение общением
Сообщения: 1950
Зарегистрирован: 16.10.2013, 17:43

Re: ФИЛОСОФИЯ кратко!

Сообщение loshadka »

а что творишь?
Nebes
Лечение общением
Сообщения: 591
Зарегистрирован: 01.01.2014, 19:31

Re: ФИЛОСОФИЯ кратко!

Сообщение Nebes »

loshadka писал(а):У Врубеля демон мне нравится - очень красиво такой одинокий, но ты Небес со мной скорее всего не согласишься.


Мне знакомы состояния врубелевского демона. Это довольно вредные для души состояния: помимо одиночества ещё и ощущение внутренней силы (якобы), правоты, опыта, знания (только знание ли это?) в смеси с разочарованием,
унынием, копанием в прошлых неудачах и несбывшихся мечтах. У Врубеля демон подкупает тем, что он страдает, как человек. А настоящие демоны не страдают, а мучают человека.

Может, поэтому он тебе и нравится. Грустный он, расстроенный, потерянный , силёнки бороться с Богом закончились).
loshadka
Лечение общением
Сообщения: 1950
Зарегистрирован: 16.10.2013, 17:43

Re: ФИЛОСОФИЯ кратко!

Сообщение loshadka »

Демон для тебя в первую очередь гордость?
Ответить

Вернуться в «Философия»