Детский лепет

Ответить
Аватара пользователя
Тархъ
шиза

Детский лепет

Сообщение Тархъ »

Детский лепет

Детки начинают говорить в разном возрасте. Как правило, это происходит в год, иногда – позже. Многие родители с нетерпением ждут от своих чад первых слов и расстраиваются, когда соседский малыш уже назубок «шпарит» коротенькие стишки, а их – к двум годам папу-маму еле выговаривает. Значит ли это, что ребенок отстает в развитии? Как и когда он должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких – просто подождать?

Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, которым не безразлично, как будут говорить их дети.

Рассказ логопеда-психолога Речевого центра «Логопед плюс» Елены Анатольевны КРАСАВИНОЙ поможет взрослым уверенно ориентироваться в ситуации.

«Здоровая среда» развивает речь Уже в момент рождения мозг и органы чувств малыша подготовлены к усвоению языка. И хотя в первый год жизни он не может произнести ни одного слова, это очень важный период в развитии его речи и способности к общению.

Произнесение первого слова – итог целого периода доречевого развития. До года закладываются предпосылки последующего стремительного развития речи, именно в это время ребенок чрезвычайно чуток к языку, издает короткие или певучие звуки, с помощью которых и начинается его общение с окружающими.

Речь малыша формируется постепенно, параллельно с его физическим и умственным развитием. Чем больше и чаще ребенок общается с взрослыми, тем раньше и лучше он начинает говорить.

У здорового новорожденного крик громкий, чистый, с коротким вдохом и удлиненным выдохом. У детей с органическим поражением ЦНС, у которых впоследствии выявляются расстройства речи, крик или пронзительный, или очень тихий в виде всхлипываний, или может отсутствовать вообще.

Крикну, и мамочка поймет

Самым первым речевым проявлением является крик. Им ребенок сообщает о своем появлении на свет. Малыш по-разному сообщает маме о своих потребностях (чувство голода, боль, утомление, мокрые пеленки) и та, как правило, легко и безошибочно его понимает. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. Для ребенка это пока практически единственный способ установления контакта с матерью. Если мама никак не реагирует на крик, сообщение ребенка теряет всякий смысл, его «речь» становится бесполезной и уже с этого момента могут начаться сбои в ее формировании.

Совет профессионала

Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи, что ребенок подрастет и у него «все само собой исправится». «Нас же никто не учил, – говорят они, – и логопедов никаких не было, и ничего, научились, и они научатся». Это ошибочное мнение! Ни в коем случае не пускайте все на самотек, если вы заподозрили неладное в речевом развитии своего ребенка, лучше перестраховаться и обратиться к специалисту.

Ау, ау, ау – маму радую свою

В возрасте двух месяцев ребенок начинает произносить звуки с участием губ и языка. Артикуляции еще нет, преобладающие певучие и гортанные звуки позже бесследно исчезнут, а пока малыш получает от них удовольствие. Это стадия гуления. Возникают первые подражательные мимические и голосовые реакции. На 2–3 месяце чадо активнее гулит в присутствии взрослых, у него появляется улыбка и первый смех – повизгивание в ответ на эмоциональное общение с окружающими. Если мама реагирует на издаваемые звуки, повторяет их, улыбается, гуление усиливается. Это первые «диалоги» матери и ребенка, первые опыты общения.

Внимание! Насторожить родителей в этот период должно отсутствие или недостаточность интонационной выразительности крика и гуления, однообразное тихое гуление, отсутствие смеха. Гуление важный этап довербального (дословесного) развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией. Вообще, ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого и реагировать именно на нее. Он улыбается, произносит удовлетворенно звуки, если взрослый говорит доброжелательным, ласковым тоном, и наоборот, кричит, если взрослый сердится и в его голосе раздраженная, недовольная интонация. Малыш еще не понимает смысла обращений к нему, но чутко реагирует на интонацию.

Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка (слуха, зрения, осязания), большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, аденоиды, отиты, желудочно-кишечные заболевания в раннем возрасте – они ослабляют организм ребенка, снижают его психическую активность.

Расцвет гуления приходится на 4–6-й месяцы жизни. К этому времени малыш осваивает уже национальную специфику эмоционально-выразительного звучания родной речи. Об этом говорит такой интересный факт: взрослые китайцы, датчане и американцы легко узнавали своих соотечественников среди полугодовалых малышей лишь по издаваемым ими звукам гуления.

Порядок возникновения реакций ребенка на звуки и речь

Новорожденный Вздрагивает от громкого шума. Поворачивает голову в направлении звука. Успокаивается звуком голоса. Предпочитает голос матери остальным. Различает многие звуки речи.

1–2 месяца Улыбается, когда с ним говорят.

3–7 месяцев По-разному реагирует на различную интонацию (дружескую, сердитую).

8–12 месяцев Отзывается на имя. Реагирует на запрет. Узнает фразы из игр. Понимает слова приветствия и прощания. Понимает некоторые другие слова (всего около 30–50 слов).

Что посеешь...

Меньше всего в первый год жизни ребенка родители думают о развитии речи. Еще бы. Столько забот. Как ест? Сколько прибавил? Как животик? А заговорит малыш еще не скоро. Можно пока не волноваться. И мама полностью сосредотачивается на уходе – молча кормит, пеленает, укладывает спать. Напрасно. Развитие речи начинается с первых минут жизни младенца. Нужно говорить с малышом сразу же после его рождения. В речи мам, наделенных интуицией, при общении с ребенком много общего. Ее речь простая, ясная, обязательно эмоционально выразительная, чуть замедленная и напевная. Не рассчитывая в первое время на ответную реплику младенца, она как бы оставляет место для ответной реакции.

И однажды во время паузы ребенок ответит ей имитацией звуков или изменением поведения. Для младенческого возраста эмоциональное общение ребенка с взрослым – условие формирования его психики. Молодым мамам следует помнить, что нормальное дословесное развитие на первом году жизни имеет решающее значение для формирования речи в целом. И возможно оно только при адекватном эмоциональном контакте малыша с мамой или другим близким для него человеком.

Детский лепет

Лепетать ребенок начинает около полугода. «Монологи» затихают только тогда, когда утомленный малыш засыпает. Лепет представляет собой многократное повторение слогов (ма, ба, па, да, на). Часто можно услышать звуки, которых нет в родном языке, а часть вообще невозможно воспроизвести. Ребенок прислушивается к своему лепету и стремится повторить сочетания звуков, произносимых им самим (ма-ма-ма, ба-ба-ба). Лепетать начинают и глухие дети, но постепенно их лепет затухает и прекращается. Постепенно лепет усложняется. Слоговые цепочки становятся все более разнообразными. Лепет подготавливает собой речь. Не случайно лепет ребенка около года называют «разговорным лепетом». Кажется, что малыш говорит на своем собственном языке, создавая целые фразы, делая утверждения, задавая вопросы. Есть практически все компоненты звучащей речи: тон, ритм, темп, мелодика, интонация. С развитием словесной речи эти компоненты будут подчиняться слову и фразе. А пока, хотя детское лепетание со стороны звучит невразумительно, родители без труда понимают, что хочет сказать их малыш.

Наиболее благоприятный период для развития речи детишек приходится на возраст от 1 года до 5 лет.

Процесс объединения слов во фразы развивается очень бурно. Почти каждый день можно услышать от ребенка все новые и новые фразы. Ребенок много раз пытается сказать любое слово. И ваше понимание – лучшая награда для него, стимул к дальнейшей речевой активности. Дети крайне чувствительны к оценке взрослых. Ваш малыш постоянно нуждается во внимании и одобрении.

Интересный факт, но все дети, независимо от национальности, лепечут одинаково, и только позднее они начинают говорить на том языке, на котором говорят окружающие их люди.

«Молчаливый говорун»

Развитие речи имеет два основных направления: восприятие чужой речи и становление собственной. Всем известны знаменитые детские игры в «Сороку-ворону» или «Козу». «Все понимает, – удивляются растроганные родители, – а сказать ничего не может». Действительно, до определенного времени число понимаемых слов значительно превосходит количество активно произносимых. К году ребенок может произносить 6–8 слов, а понимать уже 30–50. Пассивный словарный запас – основа активной речи.

Порядок возникновения первых речевых реакций

Новорожденный Кричит

1–3 месяца Гулит. Смеется. Кричит по-разному, когда голоден, сердит и т. п. Производит речеподобные звуки в ответ на речь.

4–6 месяцев Играет со звуками, обычно отдельными слогами (ба, га).

6–8 месяцев Производит лепетные цепи (одинаковые слоги: бабаба).

Пытается имитировать некоторые звуки.


8–12 месяцев Лепечет с изменением согласных или гласных (разнотипные слоги: бадага, бабу). Лепечет с интонацией предложения «разговорный», лепет, «жаргон»). Произносит первые 2–4 слова.

Познаю окружающий мир

К концу второго полугодия малыш понимает многие слова, узнает людей. Услышав название любимой игрушки, он поворачивает к ней головку, а иногда и указывает на нее рукой. Чуть позже он начинает активно требовать от родителей называть все, на чем останавливается его взгляд. Многие мамы помнят бесконечные хождения по дому с малышом на руках и указательный жест, заменяющий вопрос: «Что это? А как это называется?» Внимательная мама всегда назовет заинтересовавший ребенка предмет. Этому занятию стоит уделить должное внимание. Нужно познакомить малыша поближе со всем тем, что его окружает. Например, заинтересовал мишка. Значит, именно сейчас нужно назвать игрушку, дать ее ребенку и, может быть, поиграть с ней. Совсем скоро у малыша появится желание не только узнать, что это за предмет, но и что с ним можно делать, для чего он нужен. Если взрослые не поддержат обращения ребенка, то потребность в общении у него уменьшится, а развитие активной речи задержится.

Осознанные слова

К концу первого года или в начале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью. К году словарь состоит из 9–12, а иногда и большего количества слов (кис, му, ав, ам). В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков. То же можно сказать и о появлении фразовой речи. Около 1,5–2 лет дети начинают говорить отдельными короткими фразами.



Очень важно, чтобы речь взрослых была четкой, правильной, без длинных и сложных фраз, одним словом, служила образцом для подражания. Мамы детей с ускоренным речевым развитием выражаются четко, внимательно реагируют на высказывания малыша, подхватывают высказанную им мысль, уточняя и расширяя ее. К 2 годам активный словарь уже насчитывает примерно 250–300 слов, а к 3 годам он быстро увеличивается и достигает 800–1000 слов. Речь становится уже полноценным средством общения. К концу

3 года жизни ребенок может правильно произносить большинство звуков родного языка, но в его речи еще нет шипящих [ш, ж, ч, щ] звуков и звуков [р, рь] и [л]. Это является допустимой физиологической нормой для этого возраста и не расценивается как нарушение речи.

Родителей должно насторожить

1. Если в год ребенок не произносит ни слова.

2. Если к двум годам не появились фразы.

3. Если в речи ребенка слышатся запинки.

4. Если малыш не использует предлоги.

5. Если после трех лет постоянно путает окончания, например – «красный яблоко».

6. Если в речи появились звуки, не свойственные русскому языку.



К 5 годам активный словарь увеличивается до 2500–3000 слов, фраза удлиняется и усло-жняется, и у большинства детей заканчивается процесс формирования звукопроизношения.



К 7 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточно богатый словарный запас и практически овладевает грамматически правильной речью. Таким образом, малыш за период дошкольного детства практически овладевает речью. В это время у него происходит не просто механическое накопление словаря, не простое копирование взрослой речи и усвоение набора определенных речевых штампов, а постижение и усвоение законов, по которым действует такой сложный живой механизм, как язык.

(Евгеньева Светлана - nanya.ru)
Ответить

Вернуться в «Антропология, культурология.»