Клиника религиозных культов.

Ответить
Ateioateio
Группа взаимопомощи
Сообщения: 343
Зарегистрирован: 27.10.2014, 09:31

Клиника религиозных культов.

Сообщение Ateioateio »

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И КЛИНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ, ВОВЛЕЧЁННЫХ В НЕТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КУЛЬТЫ
Н. В. Бондарев
Санкт-Петербург, Россия

* Публикуется по изданию:
Бондарев Н. В. Социально-психологические и клинические особенности лиц, вовлечённых в нетрадиционные религиозные культы // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 22–24.

Проблеме нетрадиционных религиозных культов посвящён ряд исследований как в России, так и за рубежом. Некоторые авторы показывают неоднозначный характер последствий для здоровья, возникающих у адептов (M. Galanter, 1990; M. Frank, 1992; A. Barker, 1997). В определённых публикациях подвергается сомнению сама возможность психических расстройств как следствия культовой практики (Д. Г. Трунов, 2000; D. G. Bromley, A. D. Shupe, 1979; J. G. Melton, R. L. Moore, 1982). В других работах отмечается негативное влияние на психическое здоровье и адаптивные возможности лиц, подвергшихся воздействию деструктивных культов (Ф. В. Кондратьев, 1995, 2000; Ю. И. Полищук, 1997, 2001; Л. В. Куликов, 1999; M. Singer, J. Lalich, 1997; S. Hassan, 2000).

В резолюциях Совета Европы и Европейского Парламента неоднократно высказывалась озабоченность нарушением прав человека определёнными сектами. В связи с этим Европейский Парламент «призывает… усилить взаимный обмен информацией для того, чтобы объединять сведения о феномене сектантства», а также рекомендует «создание в каждой стране — члене государственных организаций для помощи жертвам деструктивных сект и членам их семей» (Агентство DPA, Страсбург, 22 июня 1999 г.).

В утверждённой Указом Президента РФ «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» особо отмечается «необходимость учитывать разрушительную роль различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб духовной жизни российского общества и представляющих собой прямую опасность для жизни и здоровья граждан России…».

Учитывая обозначенную на международном и федеральном уровнях проблему, связанную с феноменом сектантства, представляется актуальным получение данных о психических и поведенческих расстройствах и предпосылках к их возникновению у последователей деструктивных культов.

Нами обследовано 64 человека, принимавших участие в деятельности нетрадиционных религиозных культов. Выборка формировалась из пациентов, проходивших лечение и обследование в стационарных отделениях городских психиатрических больниц Санкт-Петербурга и лиц, обратившихся за психологической помощью в городской консультативный центр.

Обследование включало клинико-психопатологический метод, изучение литературы культовых организаций и ряд психологических тестов: СМИЛ, тесты Сонди и Люшера, метод незаконченных предложений.

Обследование выявило отсутствие семьи на момент вовлечения в культ у 82% пациентов. Распределение пациентов по возрастным группам показало превалирование лиц в возрасте от 20 до 40 лет (69%). На момент присоединения к религиозной группе у обследуемых обнаруживалось состояние социальной нестабильности, переезд в другой город, разрушение семьи, потеря работы.

Данные тестов показали сочетание в личностном профиле ригидности и импульсивности, с превалированием шкалы индивидуалистичности. Среди личностных черт выступали повышенный уровень тревоги, напряжённость, повышенное чувство вины с отчуждением от реальных жизненных проблем и уходом в мир фантазии, приверженность раз выбранной идее. Эмоциональный профиль отличался избирательностью в сферах отношения к будущему и жизненным целям. Среди причин, повлекших обращение к психиатру или за психологической помощью, были как психопатологические причины, так и расстройства поведения, связанные с культовой практикой.

Таким образом, к причинам, способствующим вовлечению в нетрадиционные религиозные образования, можно отнести социальную нестабильность, наличие стрессовых ситуаций, отсутствие религиозного опыта.

В личностном профиле адептов значимо повышение уровня тревоги, чувство одиночества, сочетание ригидности и импульсивности.

Результаты исследования могут учитываться при выборе методов психиатрической и психологической помощи лицам, принимавшим участие в деятельности нетрадиционных религиозных образований.
Ответить

Вернуться в «Атеизм»