Нам бы понять где мы. я нашла, что бы этими знаниями то же определиться и решить что нибудь в процентах к себе. это википедия. а мы шизофреники.
Е.Т. Блаватская теологизировала знания азии, индокитая, др. и подала их в теологии. Ей вышел на помощь Кут Хуми.https://ru.wikipedia.org/wiki/Изменённое_состояние_сознания
Изменённые состояния сознания (ИСС) — качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями (классическое определение А. Людвига)[1]. Кратковременные переживания ИСС являются характерным свойством сознания и психики здоровых людей[2]. Изменённые состояния могут вызываться совершенно различными триггерами и могут иметь, а могут и не иметь отношение к патологии[3].
Изучение изменённых состояний сознания является важным направлением междисциплинарной области исследований сознания[3]. В частности, исследованиями ИСС занимаются представители общей и социальной психологии, психологии личности, нейропсихологии; также эта проблематика разрабатывается в психиатрии, антропологии, клинической и трансперсональной психологии.
Изменённые состояния сознания являются частным случаем такого общего социального, культурно-исторического и, в частности, психофизиологического феномена, как состояния сознания; по определению Ч. Тарта, состояния сознания — это в общем качественные изменения общего паттерна субъективного (психического) функционирования [4]. Другим подвидом состояний сознания являются так называемые «нормальные», или «обычные», состояния сознания (включающие три широких, естественных состояния сознания — бодрствование, сновидение и глубокий сон). Также выделяются состояния — гипноз[3], транс, активное сознание[5]. Согласно У. Джеймсу,
состояние сознания есть «совокупность мысленных объектов»[6]. Согласно В. Н. Мясищеву,
психические состояния, в том числе и ИСС, имеют промежуточное положение в феноменологии психических явлений и расположены между более динамичными психическими процессами и относительно стабильными свойствами личности. Они выступают фоном психической деятельности и отражают особенности личности и характера, а также соматический статус человека[7]. Систематические научные исследования ИСС начались с работ немецкого психолога А. Людвига, который первым разработал модель ИСС, основанную на модульной структуре состояний сознания[8]. Согласно его определению, которое стало классическим,
ИСС представляют собой «любые психические состояния, индуцированные физиологическими, психологичесикими или фармакологическими событиями или агентами различной природы, которые распознаются самим субъектом или внешними наблюдателями, и представлены существенными отклонениями в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определённых генерализованных для данного субъекта норм в состоянии активного бодрствования»[9]. Основываясь на исследованиях А. Людвига, французский антрополог Э. Бургиньон определяет ИСС, как
«состояния, в которых изменяются ощущения, восприятия, эмоции и когнитивная сфера»[10]. В современной психологии разрабатывается целый ряд моделей, описывающих ИСС[11]:
дискретные (Тарт Ч.),
континуальные (непрерывные) (Мартиндэйл К.),
дискретно-континуальные (смежные) (Диттрих А.).
Согласно Ч. Тарту, ИСС — это
новая по отношению к базисному состоянию (например,
обычному бодрствованию) психическая система, обладающая присущими только ей характеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной, совокупностью психологических функций, которые обеспечивают её стабильность и устойчивость даже при значительных изменениях отдельных подсистем или определённой перемене внешних условий[8].
В соответствие со взглядами К. Мартиндэйла, в его теории непрерывных (континуальных)
состояний сознания, при переходе к ИСС, по мере постепенной регресии сознания, происходящей при действии совершенно различных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, без скачков, и ИСС непрерывно переходят одно в другое.[12]
В своей теории смежных состояний сознания, А. Диттрих, с опорой на работы В. Вундта, схематично описывавшего психику в виде круга,
в центре которого — бодрствующее сознание, на окружности — бессознательное, а внутри круга — переходные структуры сознания, качественно различающиеся на различных радиусах, но сравниваемые друг с другом, за счёт их равноудалённости от центра, описывает обычное, бодрствующее сознание как исходное, наиболее отчётливое состояние, существующее при заданных качественно различающихся начальных условиях. В свою очередь, каждое из различных обычных состояний сознания (ОСС) является центром своего собственного круга по модели В. Вундта, внутри которого располагаются ИСС, выражающие градации исходного базового состояния. Таким образом, согласно модели А. Диттриха, состояния сознания прерывны, так как ими управляют различные закономерности, но и вместе с тем, в большой степени смежны, что устанавливается их корреляцией между собой.[13]
ИСС активно исследуются в трансперсональной психологии, в рамках которой утверждается, что изучение феноменологии ИСС позволяет переосмыслить проблему сознания и расширить границы традиционного понимания личности. Исследователями в этой области предложен ряд моделей психики, в рамках которых разработаны классификации, систематизирующие и описывающие необычные переживания личности в ИСС. Наиболее известными являются:
Спектр сознания К. Уилбера
Модель холодвижения Д. Бома
Модель личности Р. Уолша и Ф. Воган
В рамках трансперсональной психологии утверждается, что само погружение в ИСС приводит к спонтанным и самопроизвольным достижениям в интеграции личности [11].
Согласно А. В. Россохину под ИСС следует понимать «состояния, в которых происходят трансформации семантических пространств субъекта, изменения формы категоризации, сопровождающиеся переходом от социально-нормированных культурой форм категоризации к новым способам
упорядочения внутреннего опыта и переживаний» [14].
Согласно О. В. Гордеевой, ИСС — это способы организации душевной жизни человека[15]; это функциональный орган деятельности человека, функциональная система, которую человек выстраивает сам (или ему помогает в этом общество) для достижения определенной цели.[16] Структура, содержание, формы, функции ИСС определяются существующими у человека соответствующими представлениями об ИСС — моделями ИСС, которые имеют эксплицитный или имплицитный характер. Психологическими носителями таких моделей выступают установки, эмоциональные отношения, знания, ожидания в отношении данных состояний.[15]
Известный
отечественный психолог В. А. Петровский предложил различать ясное и изменённое состояния сознания (а также ясное и изменённое состояния самосознания). Критерием ясного сознания, с его точки зрения, является
обратимость саморефлексии, «след в след» сопровождающей действия человека и динамику его психических состояний (человек при этом может вернуться назад, и вновь пройти пройденное).
ИСС характеризуется необратимостью саморефлексии, то есть человек не может «вернуться в прошлое», с тем, чтобы пройти путь заново.[17] Согласно кросс-культурным исследованиям Эрики Бургиньон, «изменённые состояния сознания… используются во всех человеческих обществах.
Они известны во множестве различных форм и интегрированы в разнообразные культурные модели, играют разные роли, используются во множестве различных контекстов и снабжены огромной массой значений. […] они представляют характерные типы реакций на определённые изменения в сенсорных, перцептивных, когнитивных, мотивационных и аффективных отношениях между людьми и их опытом — типы реакций, которые в значительной степени являются культурно смоделированными» [18]. Критерии возникновения ИСС[править | править вики-текст]
Согласно исследованиям В. В. Кучеренко, В. Ф. Петренко и А. В. Россохина, к критериям возникновения ИСС относятся:[19]
Переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийные структуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (довербальных) образов.
Изменение эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта, сопровождающие переход к новым формам категоризации.
Изменения процессов самосознания, рефлексии и внутреннего диалога.
Присутствие во внешнем диалоге фрагментов внутреннего диалога.
Изменения восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальности событий, частичное или полное их забвение, обусловленное трудностью, а иногда и невозможностью, перевода внутреннего опыта, полученного в изменённых состояниях на «язык» социально-нормативных форм категоризации (например, сложность воспроизведения последовательности событий сновидения во время рассказа о нём в бодрствующем состоянии сознания).
Согласно исследованиям Арнольда Людвига, к основным характеристикам ИСС относятся следующие 10 доминаторов или черт:
1. 1.Субъективное ощущение нарушения мышления (проявляется в изменении концентрации внимания, нарушении мнемических процессов или сложности в вынесении суждений).
2. 2.Изменение в субъективном ощущении течения времени.
3. 3.Потеря контроля и страх утраты эго-идентичности (диссоциативные нарушения).
4. 4.
Изменения в эмоциональной сфере по мере снижения сознательного контроля, проявляются как: 1) регресс к более примитивным эмоциям; 2) биполярные аффективные расстройства; 3) эмоциональная лабильность; 4) трудность в выражении эмоций (шизотимия). 5. 5.Изменение схемы тела (проприорецепция — ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга), включающая в себя явления
деперсонализации и дереализации.
6. 6.Искажения в восприятии, представляющие собой иллюзии в различных сенсорных модальностях, галлюцинации и псевдогаллюцинации, а также временно обострения остроты восприятия, преимущественно визуального. 7. 7.
Изменение системы значений и ценностей. 8. 8.Трудности в вербализации переживаний ИСС (ineffability).
9. 9.
Чувство обновления, возникающее в ряде состояний и при выходе из них (психоделические состояния, гипноз, деперсонализация и др.). 10. 10.Снижение порога внушаемости, включающая невозможность критической оценки речевых сообщений и инструкций, воспринимаемых субъектом; тенденция искажать или неверно интерпретировать различные стимулы на основе личностных установок и страхов.
Чарльз Тарт, изучая ИСС, вызванные наркотиками, разработал модель факторов, участвующих в формировании ИСС, некоторых из которых человек может усиливать, а некоторые тормозить:[16]
наркотические факторы — физиологическое воздействие наркотика, определяющее характер возникающего при употреблении наркотика состояния.
ненаркотические факторы:
а)долговременные:
культурная среда, формирующая обычные состояния сознания и ожидания относительно действия наркотика;
структура личности субъекта;
физиологические особенности человека, создающие определенную предрасположенность к воздействию наркотика;
б) непосредственные:
настроение человека;
ожидания;
совпадение или несовпадение этих ожиданий с тем, что человек хотел бы испытать.
В)ситуативные:
социальная обстановка, в которой происходит принятие наркотика;
физические условия и их влияние;
формальные наставления относительно ИСС, полученные субъектом, и его интерпретация этих наставлений;
неявная информация о наркотике, получаемая субъектом от окружающих.
Выделяются три группы гипотез, относительно причин и механизмов индукции ИСС, то есть о природе ИСС:
ИСС как функциональные нарушения нервной системы / личностные нарушения
ИСС как система личностных установок, проявляющихся в форме интенсивных экзистенциальных, мистических и религиозных переживаний.
ИСС как продукт когнитивного процесса, и в частности как одна из форм проявления креативности.