Психич. расстройства. Школьная лит-ра. АСЯ

Маррия
Психиатр или пациент?
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 22.09.2013, 18:16

Психич. расстройства. Школьная лит-ра. АСЯ

Сообщение Маррия »

Психические расстройства. Школьная литература. «Ася»

Я поскакал сломя голову и застал отца в живых, но уже при последнем издыхании. Он обрадовался мне чрезвычайно, обнял меня своими исхудалыми руками, долго поглядел мне в глаза каким-то не то испы-тующим, не то умоляющим взором, и, взяв с меня слово, что я исполню его последнюю просьбу, велел своему старому камердинеру привести Асю. Старик привел ее: она едва держалась на ногах и дрожала всем телом.
- Вот, - сказал мне с усилием отец, - завещаю те-бе мою дочь - твою сестру…
И вот я, двадцатилетний малый, очутился с три-надцатилетней девочкой на руках!..
Я поместил ее в один из лучших пансионов. Ася начала с того, что заболела и чуть не умерла…
И.С. Тургенев. «Ася» .

Я продолжаю размышлять о психических расстройствах, читая произведения из школьной программы по литературе. Точнее, я думаю, как формируется с детства отношение российского че-ловека к тем, кто не справляется с психической нагрузкой, выпавшей на их долю.
Уже существующее в обществе отношение к таким людям, конечно, – самый важный фактор воспитания молодежи. Традиции, поведение, отношение окружающих действуют сильнее всяких слов, влияют на мнения молодых людей. Информация, исходящая из телевидения, интернета, пе-чатных СМИ впитывается и формирует настроения в обществе. Но, ведь и воспитание на уроках вносит свой, и немалый вклад, в формирование человека. Здесь сохраняется самое святое – худо-жественное слово, человеческий контакт и добрая встреча со взрослым, опытным человеком, от-дающим себя воспитанию молодежи.
В фильме «Певцы свободы» молодая учительница говорит: «Мой отец участвовал в движении за гражданские права. Я в то время хотела поступать на юрфак и подумала: «Когда я буду защищать подростков в суде, битва будет уже проиграна. Мне кажется, настоящая битва за него должна происходить в классе».
Есть еще фактор, от которого не уйти. Люди с психическими расстройствами находятся среди нас, их ряды постоянно пополняются молодыми и старыми, бедными и богатыми. Они оказываются среди знакомых, родных, близких. Волей-неволей мы оказываемся причастны к их судьбам. Нам доводится говорить, встречаться с ними, высказывать среди своих знакомых какие-то суждения, совершать поступки, влияющие на жизнь людей с расстроенной психикой и на мнение о них в обществе.
Жаль - современным детям не дают заучивать наизусть, что «жить надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…». Но остались в школьной программе такие знакомые нам с детства произведения, как «Ася». Сегодня я предлагаю его внимательно перечитать.
Есть такая проблема - расстройство интеграции человека - когда человек не может без на-пряжения общаться с людьми. На мой взгляд, она является своеобразным стержнем болезни психи-ки. Отчего я повторяю, что надо переформировывать отношение общества к психиатрии, и к людям с психическими расстройствами? Я фактически предлагаю задуматься о деле невиданном – решать проблему социализации психически больных людей со стороны здоровых людей. Больные, даже если и стараются вернуться в общество, не могут. Им не дает болезнь, у них нет сил, и у них не получается. Кроме того, они часто избирают другой путь – вместо того, чтобы вживаться в общество, отдаляются от него. У здоровых людей препятствия – не болезнь, не страхи. У них есть невнимание, безучастность и барьеры, созданные негативным, испуганным отношением, суевериями, нежеланием прикладывать усилия и отсутствием доброты, добродетельности, а иногда и откровенной злобой. Эти вопросы решаются не лекарственными препаратами, требуется людям «открыть глаза» на свое поведение и мировоззрение. Вспомните строки Евангелия: «что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?.. Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего…»
Я считаю, что психиатрия сегодня служит не своим пациентам, а обществу. Служить пациен-там – значит стремиться к их исцелению, заботиться о наполненности их жизни, узнавать об их же-ланиях и способствовать воплощению планов. Служить обществу – значит выполнять то, чего хочет общественность. Чего же она хочет в нашей стране? Со всех сторон раздаются недовольные крики. В чем дело? – почему эти «психи» гуляли на свободе среди нас? Почему им позволили работать?
Что ж мы, фашисты, чтобы делить людей на тех, кому жить, а кому забыть о себе?
Здоровым людям по силам вовлечь недужных в общество, дать им возможность жить, а не дожидаться смерти в «выключенном» состоянии. Предлагаю вернуть их в состав здорового челове-ческого коллектива, хоть это непросто сделать. Придется во многих случаях себя ломать, учиться доброте, признавать свое лицемерие. Придется терпеть. Фактически это подвиг. Наш народ спосо-бен на подвиги такого рода?
Среди ситуаций, описанных Зигмундом Фрейдом, есть такая: у девушки было плохое здоро-вье. У нее были и затяжные болезни, не поддававшиеся лечению, и кратковременные приступы, очень похожие на смертельно опасные состояния. Кроме того, она была подозрительна, мнительна. Своим родственникам она предъявляла крайне неприятные претензии. Отец девушки нанял психо-терапевта. Зигмунд Фрейд вник в проблему и понял, что причина кроется в отцовском поведении. Болезнь девушки символически выявляла семейные тайны. Фрейд предложил отцу признаться и измениться. Отец не ожидал, что нанятый им врач его же и начнет изобличать, он прекратил оплачи-вать услуги знаменитого доктора. Со временем тайное стало явным, отец все-таки признался в прежних согрешениях и застарелая болезнь девушки прекратилась…
Надо быть готовыми к тому, что здоровые люди будут оплачивать исцеление психически больных, терпя при этом нападения на себя же. Еще необходимо осознать, что надо зачастую не больного «глушить» лекарствами, а его окружению иметь духовное попечение.
В психической болезни отражается состояние окружающего общества. Но чтобы увидеть от-ражение нужно учиться читать с пониманием, с видением проблемы.
Ранее я предлагала читателю статьи об «Евгении Онегине», и «Мастере и Маргарите». Сего-дня в центре моего внимания произведение И.С. Тургенева «Ася».
Действие происходит среди русских молодых дворян, живущих в Германии. Рассказчик – «Н». Вот он живописует своих (и наших) соотечественников за границей. Уже в этом описании заметно некое психологическое злополучие русского человека:
«Правду сказать, я неохотно знакомился с русскими за границей. Я их узнавал, главное, по выраженью лица. Самодовольное и презрительное, часто повелительное, оно вдруг сменялось вы-ражением осторожности и робости. Человек внезапно настораживался весь, глаз беспокойно бегал. "Батюшки мои! не соврал ли я, не смеются ли надо мною", - казалось, говорил этот уторопленный взгляд. Проходило мгновенье - и снова восстановлялось величие физиономии, изредка чередуясь с тупым недоуменьем. Да, я избегал русских, но Гагин мне понравился тотчас».
Гагин и есть брат Аси, получивший в наследство не только порядочное состояние, но и боль-шую заботу о девочке, которая оказалась ему сестрой по отцу.
Ася жила с матерью в крестьянской среде и стала сиротой в 9 лет. Горе и шок малолетней девочки совместились с новостью - мама Аси, будучи горничной, родила ее, дочурку, от своего ба-рина. Внезапно Ася оказывается в барском доме, у нее обнаружился отец.
«Она не может забыть ту минуту, когда ей в первый раз надели шелковое платье и поцелова-ли у ней ручку. Самолюбие развилось в ней сильно, недоверчивость тоже; дурные привычки укоре-нялись, простота исчезла. Она хотела заставить целый мир забыть ее происхождение; она и стыди-лась своей матери, и стыдилась своего стыда, и гордилась ею.
Она хотела быть не хуже других барышень; бросилась на книги. Что тут могло выйти путно-го? Неправильно начатая жизнь слагалась неправильно, но сердце в ней не испортилось, ум уцелел».
Таким описанием психотравмирующих обстоятельств в детстве девушки Тургенев объяснил странности ее поведения, причины нелепых поступков, нервных состояний.
Ситуации, когда люди испытывают противоположные чувства одновременно, нередко встре-чаются в жизни. Думается, что в будущем это явление станет еще более частым. Люди, участвующие в конфликтах, с обеих сторон находят многочисленные пути к умам, порождая сомнения и колебания. Сомнение, доведенное до крайности, расстраивает нервы.
Самомнение сейчас активно воспитывается. Подумайте, вас уже убедили, что надо любить себя? что спасение утопающих – дело рук самих утопающих? что невозможно выжить, не двигая локтями? что важно иметь хорошее портфолио? что успешность – не результат образованности и трудолюбия?..
Тургенев описывает, как девочка - подросток старалась вжиться в общество, как придумывала для себя варианты поведения и старательно соблюдала их. То она вопреки своей натуре старалась быть развязной, то соблюдала все приличия благовоспитанной барышни, то была скромна как простая русская горничная.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 50 секунд:[/color][/size]
- Что за хамелеон эта девушка! – думал о ней «Н», пока не понял причины таких перемен.
Каких трудов и переживаний стоило Асе то, о чем другие ни на минуту не задумываются! Бу-дучи принятыми в обществе такими, как есть, защищенные своими родными, большинство людей даже не замечают, что их спокойствие дано им без собственных моральных вложений.
Оглянувшись вокруг, всегда можно увидеть людей, которые подстроились под окружение и ведут себя неестественно. Оказывается, что быть самим собой, легче среди незнакомых. Когда же случается расстройство психики, на неестественное поведение не хватает сил. Но люди в такой мо-мент оказываются в семье и в том окружении, которое их с детства знает и остро реагирует на изме-нение поведения. Человека как будто обязывают вести себя по-прежнему. Он не может. Какой он сделает вывод? Скорее всего, закроется, чтобы его не видели. Всякая встреча со старыми знакомыми, все расспросы будут наносить боль. Сколько же такта нужно иметь, чтобы не ранить такого человека. Сколько времени пройдет, пока приспособится он находиться среди людей.
«Ася была чрезвычайно понятлива, училась прекрасно, лучше всех; но никак не хотела подойти под общий уровень, упрямилась, глядела букой. В ее положении ей надо было либо прислуживаться, либо дичиться. Изо всех подруг она сошлась только с одной, некрасивой, загнанной и бедной девушкой. Остальные барышни, большей частью из хороших фамилий, не любили ее, язвили и кололи, как только могли».
Как зависит жизнь человека от тех отношений, которые были в детском возрасте в учреждениях образования! Как сильно отражается на психике ребенка, подростка, молодого челове-ка уровень отношений в учебном коллективе, его сложившийся статус в детской иерархии!
Однажды я зашла в довольно крупную школу. Ко мне подбежали два мальчика и сообщили, что на втором этаже драка – бьют их одноклассника. Я пошла туда. В холле стояла толпа школьни-ков в ожидании, когда откроют кабинеты. Разбившись на маленькие группы, дети бойко говорили каждый о своем. Целый пчелиный рой. Где же тут драка? Мальчишки мне сигналят – на другой сто-роне коридора. Разгребая руками детей, будто плывя по реке, я переправилась «на другой берег». Там один мальчик прижал другого к стене и душил его. Несчастный ребенок совсем задыхался. Я резко оторвала руку душителя и сразу же ситуация резко изменилась. Дети перестали делать вид, что ничего не слышат и не видят, они быстро перестроились в круг и с азартом смотрели, что же бу-дет. Мы оказались на арене современного Колизея. В сопровождении детской оравы я отвела обоих мальчишек в учительскую. Там агрессора отругали. Он стоял, ухмыляясь, и вышел героем. Избитый ребенок, весь покрытый красными пятнами, вышел раздавленный и униженный под смех толпы. Позже я узнала, что он заключил союз с товарищами. В знак верности каждый прыгнул в мусорный бак. Затем они перешли к агрессии и сами стали внушать страх своим школьным сверстникам. Вот так решается ситуация своими силами, когда вмешательство взрослых формально и не достигает должного результата. Какие можно возлагать надежды, что в их взрослом будущем в обществе появятся сострадание и милосердие?
Эти маленькие девочки и мальчики, нарядно одетые, красивые и крепкие, учились быть тол-пой, безразличной к преступлениям в своей среде. Несколько ранее в городе произошло убийство на глазах толпы. Во время следствия свидетели вели себя странно. Многие оправдывали убийцу, а некоторые так извращали ситуацию, что убийцу представляли героем. Получается, что дети копировали поведение взрослых, учились быть такими же, улыбались, стоя рядом с совершающимся насилием. Только двое ребят не смогли терпеть такую жестокую игру.
Каждый из нас вспомнит немало безобразных историй из школьной жизни. Они были и во времена нашего детства, и раньше.
Фрейд в своей 23-ей лекции по психиатрии анализирует комедию Нестройя «В подвале и на первом этаже». Он объясняет, как аморальная детская игра бывает одним ребенком безболезненно забыта навсегда, а у другого становится непонятой причиной психического расстройства в молодо-сти.
Что происходит в школе сейчас? Нередко отсутствует работа по воспитанию, в которой авто-ритетом является взрослый, мудрый человек. Возникают отношения за просиживанием в интернете или за бесконечной компьютерной игрой, или «за совместным курением» (в том числе наркоты), за бутылкой пива или водки, походом в ночной клуб.
Все эти занятия могут спровоцировать срыв психики.
Такие расстройства лечат лекарствами, несовместимыми с алкоголем и наркотиками. Прини-мать препараты надо длительное время, иногда всю жизнь. Среди своих старых знакомых молодому человеку теперь придется держать оборону на уровне сознательного трезвенника. Очевидно, что вернуть круг общения, созданный для развлечения, будет невозможно, а новых (практически святых) друзей в разбитом состоянии не найти. Человек оказывается изолированным. Это тюрьма, стены которой построены из общественных пороков, а срок пребывания в ней пожизненный.
В такой ситуации близкие родственники окажутся единственными собеседниками. Нередко и они отказываются от человека. Тогда государственные интернаты для душевнобольных могут стать неизбежной перспективой.
Брат Аси, оценив трудности сестры, не оставил ее, продолжил заботиться о ней. Он не доку-чал ей нравоучениями, не ломал ее под кого бы то ни было, а уехал с нею в заграничное путешест-вие. В произведениях писателей тех лет нередко можно встретить истории, в которых русские люди увозили своих родственников за границу, когда у них случались нервные расстройства. Это что же наша национальная традиция? Похоже, что решая наши проблемы, заграничные доктора обрели хо-роший опыт лечения, исцеления и реабилитации людей с психическими расстройствами. Мы же в этом отношении остались неразвитыми, отсталыми.
Когда в семье появляется психически расстроенный родственник, начинаются поиски ответов на вопрос: «Что делать?». Знающий свои права психиатр молодого поколения ограничивается назначением лечения. Психотерапевтов на большей части территории страны нет. Психолог работает в среде здоровых людей и не справится с такой работой. Оказывается, что ни у кого нет необходимой квалификации. А у матери, у отца, у брата откуда возьмутся умения справляться с ситуацией? Они, совсем далекие от всякого психологического образования несут на себе всю нагрузку. Единственным советчиком для них остается любящее сердце.
В Германии Гагины познакомились и подружились с молодым русским дворянином «Н». Брат Аси рассказал другу историю жизни сестры, объясняя и ее поведение, и свои поступки.
«Порох она настоящий. До сих пор ей никто не нравился, но беда, если она кого полюбит! Я иногда не знаю, как с ней быть. Она у меня очень избалована, как видите, да что прикажете делать? Взыскивать я ни с кого не умею, а с нее и подавно. Я обязан быть снисходительным с нею».
Как хорошо, что школьники читают это произведение и знакомятся с образом Гагина! Тургенев подарил нам возможность приобщать детей к добру и человечности.
В России очень много людей, которые сохраняют любовь и доброту там, где нервы, где психозы, неврозы, невероятные поступки, тяжелые состояния, мрачные места пребывания и отчуждение от общества. Но кто знает, что они пережили?
Вот маленький эпизод, описанный в рассказе:
«Сегодня, в два часа ночи, меня разбудила наша хозяйка: "Ступайте, говорит, к вашей сестре: с ней что-то худо". Я побежал к Асе и нашел ее в лихорадке, в слезах; голова у нее горела, зубы стучали. "Что с тобой? - спросил я, - ты больна?" Она бросилась мне на шею и начала умолять меня увезти ее как можно скорее, если я хочу, чтобы она осталась в живых».
А вот цитата из фильма «Звездочка»:
«Заботиться. Это самое необходимое. Только этому подвластно лечение. Это медицина, ко-торая уменьшает боль. Это безопасность. Ребенок думает, что о нем заботятся. Одно объятие или ласковый поцелуй, чтобы показать, что вы заботитесь о нем. Сказать ему: «Сынок, я люблю тебя! Если у тебя неприятности, ты можешь поделиться со мной. Ничего страшного, если ты ошибешься. Я буду рядом». Забота. Если не это, то что тогда означает «забота»?
Как нам научиться этой мудрости?
Мне вспоминается такой случай. Однажды ко мне на улице подошел мальчик и что-то спро-сил. Я ответила, а он ловко продолжил разговор, рассказывая какие-то нехитрые детские истории. Позже он не раз подходил ко мне уже как к своей знакомой. Несколько кварталов пройдет рядом, вежливо попрощается и убежит. Ну, думаю, какой необычный ребенок, просто болтун какой-то. Но однажды я увидела это со стороны. Он стоял, выглядывая лица проходящих мимо людей. Увидел какую-то женщину, подбежал к ней и пошел рядом. В этот момент я поняла, что он делает – он про-ходит мимо территории детдома в сопровождении взрослого человека.
Сейчас этого детдома уже нет. Но только сейчас я поняла, что не сделала самое важное. Мне надо было эту проблему детей озвучить и постараться ее решить. В своем маленьком сообществе неужели не удалось бы обеспечить безопасность детям?
Получается, надо замечать особенности поведения детей, думать, почему они поступают именно так, стараться видеть ситуацию как бы со стороны. Когда же придет понимание проблемы, действовать оптимально и мудро.
Наверное, чем более сильные отклонения поведения существуют, тем страшнее проблема, которую дети самостоятельно решают. Возможно, и психические расстройства существуют для того, чтобы мы проблемы находили, устраняли, не откладывая, не ограничиваясь разговорами.

[size=85][color=green]Добавлено спустя 30 секунд:[/color][/size]
Как-то мне довелось наблюдать школьный конфликт на стадии уже разгоревшейся «войны». Девочку лет четырнадцати ненавидел весь класс. Каждый ее день в школе был наполнен шумными скандалами, все окружающие по любому поводу и без повода только тем и занимались, что сража-лись с нею. Один раз я присутствовала при «воспитательном моменте». Девочка стояла гордо и от-вечала дерзко, будто автоматными очередями стреляя бесцеремонными ответами. Ее классная ру-ководительница, молодая и амбициозная, до такой степени была возмущена, что вместо слов и фраз у нее получалась «каша». На максимальной громкости она выговаривала школьнице претензии, которая та не принимала. Позже эта учитель говорила мне, что не только девочка, но и мать ее такая же скандалистка и по секрету добавляла, что ее видели у психиатра и что мать ее может и на меня напасть, если я с ней попробую заговорить.
За пределами школы битва учеников переходила врукопашную. Школьница была на редкость отчаянная и дралась, еще и психовала, отгоняя от себя однокашников. Мать решила перевести ее в другую школу. Не тут-то было. Предполагаемые будущие одноклассники заявили: «К нам в класс хотят перевести дуру. Ну мы ей покажем!» Руководители других школ отказали матери, предчувствуя проблему.
Пришлось администрации ее школы самой искать выход. Он оказался недалеко - в соседнем классе. Мне посчастливилось наблюдать, как все развивалось. Новая классная руководительница была человеком независимым, принадлежала к старшему (советскому) поколению. Она уходила в свой класс на каждой перемене и ежедневно оставляла детей после уроков. Также она сидела на уроках, когда у нее были свободные часы. Она терпеливо выслушивала детей, разбирала их претензии и объясняла, кто прав, кто виноват, причем ее понимание было объективным. Она беспрестанно повторяла: «Замечайте, кто из вас задирается, кто начинает склоку, кто поддерживает ее. Прекратите конфликтовать, думайте о теме урока, не мешайте своим соседям учиться»…
Вначале рядом с этой девочкой три парты пустовали. Затем появилась одноклассница, кото-рая начала разговаривать с нею и не побоялась стоять рядом. В конце года «конфликтная девочка» была в гуще одноклассников, спокойная и естественная, принятая всеми.
Вернусь к Тургеневскому рассказу.
Постепенно «Н» привык к поведению Аси и стал с нею общаться.
- Я понял, почему эта странная девочка меня привлекала; не одной только полудикой преле-стью, разлитой по всему ее тонкому телу: ее душа мне нравилась…
Снова, как в случае с Татьяной в «Евгении Онегине» мы встречаем эту удивительную дворянскую чуткую фразу – «ее душа мне нравилась». Умеем ли мы, современники, выделить из всего своего мнения о человеке только то, что относится к душе? Неужели это замечательное умение утеряно? Вспоминается еще эпизод, описанный Л. Толстым.
Когда Андрей Болконский был при смерти, у него появилось новое особое состояние, в кото-ром он увидел душу Наташи Ростовой. Он понял, какой вред он нанес этой душе тем, что не про-стил.
Прощение. Как настойчиво жизнь требует, чтобы мы научились прощать. Это трудно. Не пом-нить зла. Общаться, несмотря на конфликтное, жестокое прошлое. Кто-то умеет это делать? Как вы это делаете? Научите других!
Тургеневская Ася сама раскрывает мир своих переживаний. Как и другие люди с расстрой-ствами психики, она ищет ответы на очень сложные для девушки вопросы.
- Иногда мне хочется плакать, а я смеюсь. Вы не должны судить меня по тому, что я делаю. А что вам нравится в женщинах? - спросила Ася.
- Какой странный вопрос! - воскликнул «Н». Ася слегка смутилась.
- Я не должна была сделать вам такой вопрос, не правда ли? Оттого-то я и боюсь говорить.
Я нехорошо спала, всю ночь думала. Когда я жила с матушкой, я думала, отчего иногда и ви-дишь беду - да спастись нельзя; и отчего никогда нельзя сказать всей правды?
Потом я думала, что я очень дурно воспитана. Я не умею играть на фортепьяно, не умею ри-совать, я даже шью плохо. У меня нет никаких способностей, со мной должно быть очень скучно.
Я воображаю, что скоро умру; умереть лучше, чем жить так.
Послушайте, если б я умерла, вам было бы жаль меня?
Если я такая странная, я не виновата. Видите, я уж и смеяться не могу.
Помните, вы вчера говорили о крыльях? Крылья у меня выросли - да лететь некуда.
Здесь за каждой фразой выстраданная человечность, стремление вырваться из тисков про-блемы, стремление жить.
Пусть не смущает никого фраза «умереть лучше, чем жить так». Здесь надо акцент делать не на желании смерти, а на желании жить иначе, страстном до такой степени, что не страшна даже смерть. Вот откуда эта решимость на поступки, резкие суждения, поиски ответов и попытки делать что-то совершенно неожиданное.
А как важно успеть обучить ребенка, пока он маленький и здоровый! Случись такая беда - бо-лезнь и обучение станет проблемой не меньшей, чем лечение. Без умений, знаний, навыков жизнь оскудеет и некуда будет убежать от депрессии.
Вот история одного школьника. Он вел себя плохо, учиться не хотел, дисциплину не соблю-дал. Воспитательные меры не помогли. Психиатр поставил диагноз «Девиантное поведение», ребенка перевели на домашнее обучение. Теперь, когда учителя приходят к нему, его обычно нет дома. Общение с одноклассниками прекратилось.
А вот цитата из фильма «Сотворившая чудо»:
- Неужели ничего нельзя сделать, чтобы спасти душу этого человека? Все вокруг бросились бы спасать его тело, окажись он под руинами рухнувшего дома. Если бы нашелся хоть один человек, у которого хватило бы терпения разбудить его сознание, он был бы спасен. Я в этом уверена…
Мне тоже нужен наставник! Мне тоже нужна помощь! Но кто? Кто в этом мире подскажет мне, как научить тебя? Я хочу тебя научить!
Действительно, людям, которые не бросают человека в беде, самим нужна поддержка.
Вот один из случаев, описанный С. Пустовойтовым в газете «Собеседник» в марте 2013г. Мальчик Ваня родился в Москве в 1990г недоношенным с ДЦП. Но родители от него не отказались. Однако, с проблемами не справились, надлежащей помощи не получили и запили. Их лишили роди-тельских прав. Мальчика отобрали, психиатры поставили ему диагноз – дебилизм. Сейчас его роди-телей уже нет в живых!!! А мальчика усыновили американцы, которые вытащили его из беды. Он учится в колледже, играет в бейсбол, любит классическую музыку, ходит с друзьями в походы, посещает православную церковь, живет не в интернате, а в семье. Он улыбается, он счастлив! Он станет полноценным человеком, но в американском обществе. Сейчас это Джон Лагутски, который не помнит русского языка, но молится за детей из России.
Детство. Молодость. Какими прекрасными могут быть эти периоды жизни! Какими открытиями и чувствами наполненными! Какая это беда, когда судьбу молодого человека коверкают либо нестыковка с обществом, либо болезнь!
Ася полюбила «Н». Но ощущение своей ущербности превратило ее светлое чувство в тяже-лейшее испытание. Девушка не могла дальше жить, не зная, будет ли она любима. Вместе с нею это наваждение переживали и молодые люди – ее брат и ее избранник.
«Дверь отворилась - вошел Гагин. Послушайте: моя сестра, Ася, в вас влюблена.
Уверяю вас, мы с вами, благоразумные люди, и представить себе не можем, как она глубоко чувствует, и с какой невероятной силой высказываются в ней эти чувства;
По-моему, Ася права: самое лучшее - уехать нам обоим отсюда…
Но пришла мне в голову мысль, которая меня остановила. Может быть... как знать? - вам се-стра моя нравится? Я вот и решился, отбросив в сторону всякий стыд...
- Да, она мне нравится...
- Но, - проговорил Гагин, - ведь вы не женитесь на ней? Знаю, знаю, вопрос мой - верх непри-личия... Но что прикажете делать? С огнем шутить нельзя. Другая умела бы все скрыть и выждать, но не она. С нею это в первый раз - вот что беда!
Я досадовал на откровенность Гагина, я досадовал на Асю, ее любовь меня и радовала и смущала; неизбежность скорого, почти мгновенного решения терзала меня.
"Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!" Долго боролись во мне чувства. "Я не могу на ней жениться, - решил я, наконец, - она не узнает, что и я полюбил ее".

В небольшой комнате она сидела на стуле возле окна, как испуганная птичка. Она дышала быстро и вся дрожала.
- Я желала... я хотела... Нет, не могу, - проговорила она и умолкла.
Она медленно подняла на меня свои глаза... О, взгляд женщины, которая полюбила, - кто тебя опишет? Я не мог противиться их обаянию. Тонкий огонь пробежал по мне жгучими иглами, я нагнулся и приник к ее руке...
Я почувствовал на моих волосах прикосновение слабой, как лист дрожавшей руки. Я увидел ее лицо. Как оно вдруг преобразилось! Выражение страха исчезло с него, взор ушел куда-то далеко и увлекал меня за собою...
Я забыл все, я потянул ее к себе - покорно повиновалась ее рука, все тело ее повлеклось вслед за рукою, шаль покатилась с плеч, и голова ее тихо легла на мою грудь...
- Ваша... - прошептала она чуть слышно.
Что мы делаем!.. - воскликнул я и судорожно отодвинулся назад. - Вы не дали развиться чув-ству, которое начинало созревать, вы сами разорвали нашу связь, вы не имели ко мне доверия, вы усомнились во мне...
Ася вдруг упала на колени, уронила голову на руки и зарыдала. К величайшему моему изум-лению, она вдруг вскочила - с быстротою молнии бросилась к двери и исчезла»...

[size=85][color=green]Добавлено спустя 1 минуту 12 секунд:[/color][/size]
Повторюсь, как важно, что в школе дети имеют возможность учиться жизни, читая Тургеневскую «Асю». Сюжет этот повторяется в судьбах многих людей, не теряет своей силы. Жаль, конечно, что нет в рассказе рецепта, как быть. Каждому человеку, попавшему в такую ситуацию, приходится принимать самостоятельное решение. Но внутри себя читатель Тургеневского рассказа может как-то приготовиться к выбору.
Вот одна современная история. Женщина, учительница, переехала на новое место жительства. В пятом классе учился ребенок с диковатым поведением. Однажды класс поехал на экскурсию в зоопарк. Мальчик в электричке развлекался тем, что держась за поручни, спрыгивал со ступенек и болтался на ветру. Учительница вытащила его и до конца поездки держала маленького хулигана за руку, он притих, стал спокойным. Позднее, мальчик оставался в школе, чтобы вместе с новой классной руководительницей делать домашние задания. Как-то он рассказал ей о себе: «Моя мама не знала, кто мой папа. Она ходила на дорогу и гуляла с проезжими водителями. Когда мне было 7 лет, она умерла. Сейчас я живу с дядей и с бабушкой. Они пьют».
В деревне к мальчику относились пренебрежительно, его кличка – непристойное слово. Ребенок был нервным, недисциплинированным. Он впервые увидел доброе отношение к себе, когда появилась эта учительница. И начались невероятные поступки. В каком кабинете не находилась бы женщина, ее ученик оказывался у ближайшего к ней окна, прилипая к стеклу лицом. Он всюду бежал за ней, стоял рядом счастливый, даже если она его ругала.
Однажды он пришел ночью к ней домой, стучался в дверь, навзрыд ревел.
- Что случилось, какая у тебя беда?
Он убежал под навес, упал на поленницу и рыдал:
- Я не могу! Вы мне снитесь!..
Нет единого рецепта для людей, как поступать в таких обстоятельствах. Но можно назвать главную причину несчастья – это голод по доброму отношению. Значит, это снова результат порока общества.

Хотя «Н» изменил свое решение, настроился жениться на Асе, союз их не сложился. Гагины уехали так быстро, что «Н» не успел объявить о своем решении.
«Я долго не хотел смириться, я долго упорствовал, но я должен был отказаться, от надежды настигнуть их. И я не увидел их более.
Впрочем, я не слишком долго грустил по ней; я утешался мыслию, что, вероятно, не был бы счастлив с такой женой. Я был тогда молод - и будущее казалось мне беспредельным. Я знавал других женщин - но чувство, возбужденное во мне Асей, то жгучее, нежное, глубокое чувство, уже не повторилось. Нет! ни одни глаза не заменили мне тех, когда-то с любовию устремленных на меня глаз, ни на чье сердце, припавшее к моей груди, не отвечало мое сердце таким радостным и сладким замиранием!
Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы, но я храню, как святыню, ее записочки и высохший цветок гераниума».
Молодость утешила «Н», нашла оправдание ему для себя. А в зрелом возрасте, вновь переоценив все свое прошлое, он понял исключительность своих молодых отношений с девочкой, душа которой ему нравилась.
Благодаря Тургеневу мы ощутили богатство эмоций в коротком жизненном эпизоде и познакомились с неуравновешенной, нервозной девушкой, отношение к которой сложилось доброе и сострадательное. Рядом с нею были сердечные и добрые молодые люди, пусть и не специалисты в сфере психологии общения. Это наши соотечественники, им присущи черты, свойственные нашему обществу.
Примечательна записка Гагина: «Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе».
Но сколько же можно уважать предрассудки? Не пора ли нам их заметить, переоценить и сознательно от них отказаться?

Людмила Иванова

PS. Приглашаю к разговору людей, которых непосредственно касается проблема проживания в нашем обществе молодых людей с серьезным расстройством психики.
Прошу оказать помощь семьям, попавшим в такую беду.
Глокая куздра
Лечение общением
Сообщения: 872
Зарегистрирован: 22.07.2013, 12:47

Re: Психич. расстройства. Школьная лит-ра. АСЯ

Сообщение Глокая куздра »

Извините, но анализа психического расстройства Аси в этой статье нет. Есть пересказ повести , разбавленный "случаями из жизни", никак не связанными с героями "Аси" . Трудно уловить логическую цепочку в Вашей статье. Много призывов быть добрыми к людям с психическими расстройствами и больше ничего. Идея вроде хорошая, но воплощение, на мой взгляд, оставляет желать лучшего.
"Как легко обратить в свою веру других, и как трудно обратить самого себя." Оскар Уайльд.
Людмила Иванова
Психиатрическая больница
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23.09.2013, 14:59

Re: Психич. расстройства. Школьная лит-ра. АСЯ

Сообщение Людмила Иванова »

Согласна, нет анализа расстройства.
И самое главное для меня - чтобы люди стали добрее.
Я написала 4 статьи, они очень разные. Тургенев очень теплое отношение к девочке с нервным расстройством создал атмосферой рассказа. Я выбирала такие участки и проводила параллели с тем, какие бывают в жизни случаи.
Жаль, что трудно уловить логическую цепочку. Я сама этого не чувствую, за собой бывает не видно ошибок. И я не смогу это исправить, раз не вижу сама.
Я хочу сказать - давайте помогать!
анна1
Группа взаимопомощи
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 16.12.2012, 16:54
Откуда: Сибирь

Re: Психич. расстройства. Школьная лит-ра. АСЯ

Сообщение анна1 »

Мне очень нравится это произведение!!! Нежная прекрасная повесть. По-моему, у Аси нет никакого серьезного расстройства психики. Ее поведение, странности действительно можно объяснить ее историей жизни. Она страдает от непонимания окружающих. Не вписывается в окружающее общество. Одинока. Это проблема психологическая. Что касается характера - от природы эмоциональные, взрывные неуравновешенные люди встречаются часто, ну конечно тут и недостатки воспитания, и возраст. Зато она искренняя. Это явное достоинство. Думаю что герой не случайно говорит про душу, ведь Ася открыла душу перед ним, и он душу увидел и полюбил. Грустно, что так все кончилось.
Людмила Иванова
Психиатрическая больница
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23.09.2013, 14:59

Re: Психич. расстройства. Школьная лит-ра. АСЯ

Сообщение Людмила Иванова »

Анна!
Непросто грустно, что все так кончилось.
Грустно и страшно, что только так и кончается. Ничего не меняется.
Ведь написанные произведения, тем более такие трогательные должны стать причиной, чтобы обществу в чем-то измениться.
Что ж Тургенев писал для того, чтобы мы погрустили?
Или это совет такой - уезжать, уезжать, уезжать.... ????

А для чего Пушкин написал Евгения Онегина?
Почему он весь роман доказывал, что это он не о себе пишет, чтобы не подумали, что это к нему как-то относится.
А потом в конце романа хлоп... И оборвал. Как это понимать?
Что вы думаете о статье про Евгения Онегина?
Людмила.
анна1
Группа взаимопомощи
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 16.12.2012, 16:54
Откуда: Сибирь

Re: Психич. расстройства. Школьная лит-ра. АСЯ

Сообщение анна1 »

Людмила, надеюсь, что не всегда все заканчивается так, как в повести об Асе. Все же возможны искренние отношения на свете, и дружба и любовь, которые при этом продолжаются довольно долго! Иначе выходит, что все любящие пары бессовестно врут, что счастливы. Может, Тургенев написал повесть для того, чтобы мы дорожили любовью, не теряли, если повезло встретить, потому что бывает ее уже нельзя вернуть. "Евгений Онегин" произведение более сложное. Там и про любовь, и про одиночество тоже есть, и про упущенные возможности, но не только об этом. У Онегина вроде бы все есть в жизни, но ему ничего этого не нужно. А потом, когда что-то становится нужно, он уже не может это получить. Трагедия. Философский смысл. Как-то так... Ваши статьи интересны, вы очень душевно пишете о литературных персонажах, сравниваете с реально живущими людьми, что очень привлекает, и хочется думать обо всех этих людях.
Людмила Иванова
Психиатрическая больница
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23.09.2013, 14:59

Re: Психич. расстройства. Школьная лит-ра. АСЯ

Сообщение Людмила Иванова »

Спасибо, Анна!
Я знаю немало шизофреников, и знаю, что окружающие не понимают этого.
У них все же есть странности поведения.
Но окружающие воспринимают это именно как странности, как "такую воспитанность" и т.п.
К примеру девушка работает в кафе - посуду убирает со столов.
Кафе многолюдное, работы много.
Она ходит медленно.
Все на нее орут, что медленно. Этого мало, админ ставит ей меньше часов, чем она отработала.
Когда она спрашивает - ей отвечают - ты должна работать быстрее, поэтому ставим тебе меньше часов. Больше ты не заслужила.
По большому счету, она ходит нормально, просто всех заставляют крутиться юллой, а она не может так.
Знаю шизофреников, которые не ценят деньги. Не понимают их.
Они понимают, что жизнь идет под откос и деньги ничего не решат.
На мой взгляд, именно такая ситуация у Евгения.
Считаю, что Пушкин его недопонял.
А теперь мы много веков учимся непонимаю.
Я знаю шизофреника, который именно так отталкивает от себя людей, как Онегин это делает.
Сказать точнее, все поведение этого человека и прописано в образе Онегина. Все странные поступки повторяются.
Разница только в уровне богатства, в статусе, в уровне образования.
Но сущность этих поступков, причина, мне известна на 80%. Поэтому я явно ощущаю, что Пушкин эти причины не назвал.
Возможно, сам не знал.
Также, как люди, окружающие больную девушку в баре.
За глаза они о ней так цинично судят!
В той статье, про Онегина я пишу о том, что люди обзываясь, используют псих. диагнозы. Ведь я в этом права?
Пробовала опубликовать в газете. Неприятие темы.
Что делать?
анна1
Группа взаимопомощи
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 16.12.2012, 16:54
Откуда: Сибирь

Re: Психич. расстройства. Школьная лит-ра. АСЯ

Сообщение анна1 »

К сожалению, в жизни вообще очень мало справедливости, так как мы ее понимаем. Людей, которые слабее других в чем-то, всегда осуждают. Помните передачу "Слабое звено"? "Вы слабое звено, прощайте". Мир устроен именно так, и вряд ли изменится. Меня не раз "просили" с работы, я тоже заторможенная, как наверно и та ваша знакомая, особенно в стрессовых ситуациях. А везде нужны люди ловкие, предприимчивые и, конечно, уверенные в себе. Они более приспособлены хорошо работать, приносить компании славу и доход. Наверно, выход не в том, чтоб изменить отношение общества (оно сильно-то не изменится в ближайшее время), а в том, чтобы самим решить: успех, деньги, отношение окружающих - это хоть и важно, но не самое главное. Увольняют с работы - а мы все равно найдем другую. Срывают злость, кричат - это не от большого ума и не от большого счастья. Обзываются медицинскими диагнозами - ну наверно считают что вправе судить об этом. Лучше не принимать все это близко к сердцу. Хотя бы постараться. А думать о себе и о своих близких...
Вы считаете, у Онегина была шизофрения?
Людмила Иванова
Психиатрическая больница
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23.09.2013, 14:59

Re: Психич. расстройства. Школьная лит-ра. АСЯ

Сообщение Людмила Иванова »

Анна!
Если бы Ася не была нервной, то и у нее отношения сложились бы. Ведь Н ее полюбил. Было нужно только время. Нужно было дать развиться чувству. Она этого не сделала только из-за своей расстроенной психики.
И так тяжело переносить - вся в лихорадке, зубы стучат. Если срочно не уедем - умру!
Здоровый человек в ее ситуации млел бы от воспоминаний о прожитом дне.
Поэтому Тургенев описывая такой вариант разрыва отношений, все же очень сильно имел ввиду, что она не в нормальном расположении души.
Так что здесь именно описание чувств людей, имеющих расстройство.
И вот такая самоотдача Аси - это тоже следствие болезни. Люди болеющие с такой силой мечтают о любви!
Другие, счсатливые пары, не врут, что любят. Просто они успешно прошли испытание периода знакомства и именно потому, что здоровы.
Опять же вернусь к своим знакомым больным людям. Как они влюбляются.
Встреча. Сразу клятвы. Через день какая-то обычная заминка. И сразу обвинение в предательстве. Сразу отчаяние - я на учете, меня никто не полюбит...
Я считаю, что весь рассказ Тургенева посвящен тому, где можно найти необычайную чистоту любви.
Так вот ее как раз можно найти у больных людей.
Они с невероятной силой дорожат людьми, которым понравились.
Но решения ситуации нет. Отъезд. Бегство от эмоций. Это все.
Да, в мире мало справедливости.
Читала про слабое звено, и почему-то приняла на себя.
Будто это вы мне говорите, что я слабое звено, что мол прощайте.
Вот такая же больная.
Еле справилась.
Я тоже считаю, что мир вряд ли изменится.
Но я считаю, что все может Бог.
И еще я не очень дорожу жизнью такой, какая она сейчас.
Меня в городе столько раз выгнали, что больше пойти некуда. У нас маленький город.
И вот я думаю, раз уже электричка все-равно прет на меня, так возьму хотя бы в руки флаг.
Хоть вякнуть перед смертью: "Общество, изменись! Нам плохо, когда ты такое!"

Насчет Онегина отвечу там, в той статье, чтобы здесь в сторону не уходить.
Кстати, заметили в Асе связку - она особенно относится к Татьяне Лариной. И когда она признается в любви, она как Ларина говорит: "Ваша".
Так что здесь есть намек на те же отношения, что в Онегине.
Итак, остальное в той статье.
Спасибо.
Людмила.
анна1
Группа взаимопомощи
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 16.12.2012, 16:54
Откуда: Сибирь

Re: Психич. расстройства. Школьная лит-ра. АСЯ

Сообщение анна1 »

Людмила Иванова писал(а):Опять же вернусь к своим знакомым больным людям. Как они влюбляются.
Встреча. Сразу клятвы. Через день какая-то обычная заминка. И сразу обвинение в предательстве. Сразу отчаяние - я на учете, меня никто не полюбит...

согласна.
но так бывает и у здоровых, вам приходилось читать стихи 15-летних девчонок? не так посмотрел - трагедия, поздоровался - великое счастье...

Добавлено спустя 2 минуты 52 секунды:
Людмила Иванова писал(а):И так тяжело переносить - вся в лихорадке, зубы стучат. Если срочно не уедем - умру!
Здоровый человек в ее ситуации млел бы от воспоминаний о прожитом дне.

О да, если он уравновешен и уверен в себе.

Добавлено спустя 12 минут 8 секунд:
Людмила Иванова писал(а):Если бы Ася не была нервной, то и у нее отношения сложились бы. Ведь Н ее полюбил. Было нужно только время. Нужно было дать развиться чувству. Она этого не сделала только из-за своей расстроенной психики.

для нее это было так важно, что она не могла ждать. Подобный пример из "Войны и мира": почему Наташа Ростова упала духом, что Болконский надолго уедет? С точки зрения Болконских, это ерунда: если любит - подождет. Люди спокойны и просчитывают жизнь наперед. А Наташа говорит: как, целый год ждать? и плачет от горя. это не легкомыслие и не болезнь, а первая любовь.

Добавлено спустя 4 минуты 6 секунд:
Людмила Иванова писал(а):Читала про слабое звено, и почему-то приняла на себя.
Будто это вы мне говорите, что я слабое звено, что мол прощайте.

Я так же всегда принимаю это на свой счет. Видимо, больное место. Надо мне что-то с этим делать... :(

Добавлено спустя 5 минут 16 секунд:
Людмила Иванова писал(а):И вот я думаю, раз уже электричка все-равно прет на меня, так возьму хотя бы в руки флаг.

Людмила.

флаг - дело хорошее, может и электричка объедет... ;)
Ответить

Вернуться в «Издательство Шиза.орг»