Ученые проанализировали 187 школьных учебников истории в 12 странах бывшего Советского Союза. Масштабы искажения событий прошлого, которые они там обнаружили, потрясают.
Авторы исследования вынуждены констатировать – за исключением Белоруссии и Армении, во всех остальных странах подрастающему поколению дают националистическую трактовку истории, сообщает «Новый Регион».
«Несложно догадаться, что сильно искажены такие события как февральская и октябрьская революции, периоды строительства социализма, второй мировой войны и послевоенные события. Но порой поражало, как искажаются и ключевые события более древних периодов», – говорит профессор кафедры отечественной истории истфака МГУ Александр Вдовин.
Исследование показало, что очень часто авторы учебников, презрев исторические факты и отдав предпочтение мифам, стараются представить свой народ как можно более древним, наделенным культурной миссией. Порой этот исторический патриотизм принимает анекдотические формы.
Например, в прибалтийских учебниках есть глава «Этническое происхождение людей каменного века», а предки азербайджанцев объявляются современниками шумеров. И национальные ученые переписывают историю не просто так. Например, древность Азербайджана позволяет заявить, что «Современная Армения возникла на территории древнего Западного Азербайджана». В грузинских учебниках истории и географии в качестве «исторических областей Грузии» на картах обозначены территории, находящиеся в составе Азербайджана, России и Турции.
Еще одна характерная черта учебников бывших советских республик – образ «заклятого врага». Русские и Россия – источник бедствий. И в этом смысле исключение составляют лишь учебники Белоруссии и Армении.
Грабежи, разорения, убийства несли нашему народу русские на протяжение всей истории – этот тезис внушают авторы учебных пособий новому поколению. Искажение совмещается с умалчиванием.
«Эстонские учебники рассказывают, что время, когда в стране правили шведы, было едва ли не золотым веком. И совершено не говорится о том, что 4/5 населения погибли при шведах. Националист должен был бы признать что это время было ужасным. Но авторы учебника предпочитают писать, мол, эти события встроили Эстонию в Европу, породили духовность, развили письменность, помогли сохранить самобытность и избежать обрусения», – рассказывает доцент кафедры отечественной истории истфака МГУ Андрей Шадрин.
Вхождение в состав России почти всегда оценивается негативно, акцент делается на утрате самостоятельности, а положительные моменты национальные историки предпочитают не упоминать.
Украинским школьникам воссоединение двух стран преподносят как признание Москвой независимости Украины. Детям рассказывают о вымышленной «Украинской казацкой державе», которая была впоследствии подло уничтожена Россией, что является «тяжким преступлением царизма перед украинским народом».
Что же касается периода СССР, то тут в учебниках сплошная борьба народов против оккупантов. Вот, например, цитата из казахского учебника: «Борьба казахского народа против российского колониализма длилась долго, охватив вторую половину XVIII в. до 90-х годов XX в.». Грузинский учебник: «определяющим для этого периода является национальное движение грузинского народа против российского господства и восстановление государственной независимости Грузии». Там же сказано, что в результате установления «военно-оккупационного режима» население страны «оказалось в тяжелейшем положении». Школьники прочих стран также читают об этнических чистках во времена советского геноцида.
Учебники Украины, Грузии, Молдовы и прибалтийских стран связывают начало второй мировой войны с пактом «Молотова-Риббентропа» и называют СССР агрессором. Это позволяет оправдывать местных «героев». Например, согласно учебным пособиям, латыши служившие в СС «боролись за свободу». Украинские учебники всячески прославляют УПА и рассказывают о кровавых карательных операциях, которые проводили сотрудники НКВД, переодевшись в форму повстанцев.
Обо всем хорошем, что связывает наши народы, учебники умалчивают. Если так продолжится дальше, резюмируют авторы исследования, то через 15-20 лет события 20-го века будут окончательно забыты, а в сознании народов бывшего СССР будет сформирован образ России, как зловещей империи, которая их веками уничтожала, подавляла и эксплуатировала.
«Изучение школьных учебников по истории, изданных в постсоветских республиках принесло нам сюрприз, – говорит Андрей Шадрин. – Мы знали, что учебники содержат националистическую трактовку истории. Неожиданностью для нас стало то, что во многих случаях национализм оказался лишь прикрытием для подлинной идеологии правящих элит этих государств. Во всех учебниках говорится, что суверенитет и независимость – самые священные для нации ценности. Для националиста именно так и должно быть. Однако мы анализировали оценки конкретных исторических событий в этих учебниках. И оказалось, что суверенитет и независимость провозглашаются лишь на словах. А на деле реальная идеология правящих элит новых национальных государств – это идея поиска внешнего покровительства в обмен на независимость и национальное достоинство. Сильный покровитель – вот главная ценность правящих элит этих независимых государств».
Каково, а? Нет слов просто.
Ученые МГУ проанализировали учебники истории «соседей» и ужа
Темы - которым пока затрудняетесь определить точное место в форумах, но хотелось бы.
Предложения о переносе тем из форума "Сортировка" и обратно
Предложения о переносе тем из форума "Сортировка" и обратно
Правила форума
Темы - которым пока затрудняетесь определить точное место в форумах, но хотелось бы.
Предложения о переносе тем из форума "Сортировка" и обратно
Темы - которым пока затрудняетесь определить точное место в форумах, но хотелось бы.
Предложения о переносе тем из форума "Сортировка" и обратно
- Jeez
- Группа взаимопомощи
- Сообщения: 125
- Зарегистрирован: 04.07.2009, 18:11
- pilott
- Лечение общением
- Сообщения: 855
- Зарегистрирован: 09.01.2012, 06:23
- Откуда: Заведующий БО ШО
Re: Ученые МГУ проанализировали учебники истории «соседей» и
тема закрыта.
Просьба ко всем обитателям БО вести общение в рамках приличия.
На территории не курить и не распивать спиртных напитков!
На территории не курить и не распивать спиртных напитков!
Перейти
- Психиатрия и антипсихиатрия
- ↳ Симптомы шизофрении
- ↳ Причины шизофрении
- ↳ Галлюцинации и псевдогаллюцинации.
- ↳ Психоз. Обострение.
- ↳ Бред
- ↳ Негативные симптомы, слабоумие и дефект
- ↳ Истории болезни?
- ↳ Ремиссия и выздоровление
- ↳ Лечение шизофрении
- ↳ Наследственность, любовь, отношения, семья.
- ↳ Секс-сэкс.
- ↳ Психиатрическая больница
- ↳ Группы взаимопомощи (self-help groups)
- ↳ Лечение общением
- ↳ Общение по Скайпу
- ↳ Психофармакотерапия
- ↳ Антидепрессанты
- ↳ Транквилизаторы
- ↳ Циклодол и другие "корректоры"
- ↳ Нейролептики
- ↳ Куплю, продам, отдам, обменяю.
- ↳ Обучение, образование.
- ↳ Работа и социальная адаптация.
- ↳ Психотерапия шизофрении.
- ↳ МДП (БАР), ОКР и другие психические расстройства.
- ↳ Депрессия
- ↳ Мания
- ↳ Голоса - слуховые галлюцинации
- ↳ Алкоголизм, наркомания, токсикомания, интернет-зависимость, аддикция.
- ↳ Консультация психиатра
- ↳ Инвалидность МСЭК/ВТЭК Медико-социальная экспертиза психических расстройств
- ↳ Документы, статьи о шизофрении
- ↳ Судебно-психиатрическая экспертиза
- ↳ Психотерапевт
- ↳ Учет в ПНД
- ↳ Телепсихиатрия. Консультация психиатра по Скайпу.
- ↳ Кабинет morevay
- ↳ Настоящие медицинские болезни вызывающие психические расстройства.
- ↳ Расстройства сна
- Душа
- ↳ ЖИЗНЬ
- ↳ Психология
- ↳ Философия
- ↳ Социология
- ↳ Антропология, культурология.
- ↳ Вера и душевное здоровье.
- ↳ Мистика, эзотерика, мифология.
- ↳ Религия
- ↳ Христианство
- ↳ Ислам
- ↳ Буддизм
- ↳ Индуизм
- ↳ Иудаизм
- ↳ Атеизм
- Арт-терапия шизофрении. Творчество душевнобольных или душевно иных?
- ↳ Личные дневники
- ↳ Знакомства
- ↳ Города и веси
- ↳ Гостиная.
- ↳ Мастерская ХАМИЧКА и Афалины
- ↳ Alice_in_Wonderland
- ↳ Chase neurons - Ловец нейронов
- ↳ Creep
- ↳ Mirror
- ↳ morozovna
- ↳ nival
- ↳ panterka
- ↳ Rain
- ↳ vovan85
- ↳ yashka121
- ↳ Атлантис
- ↳ Дневник Семена Фукса
- ↳ ЖЕНЕЧКА
- ↳ Ипполит
- ↳ Мираж
- ↳ Rent
- ↳ Мысли вслух...
- ↳ Дневник Templar
- ↳ Глоток солнечного света
- ↳ LLL
- ↳ VERSUS
- ↳ unisophia
- ↳ Tohus
- ↳ - Chiapple - Дневник - Воспоминания -
- ↳ Дневник The Book of Soul
- ↳ обратная сторона реальности
- ↳ Дневник Азмы
- ↳ Atomsk's diary
- ↳ Щакако-нормофренический дневник
- ↳ Дневник в сети-это хорошо..))
- ↳ В Дневник
- ↳ Мой уголок - конура собачки.
- ↳ Дневник Костика Б.
- ↳ Lotos
- ↳ история романа
- ↳ Babetta: Убежище души
- ↳ Бабочка
- ↳ На злобу дня
- ↳ Звуки и знаки
- ↳ Дневник одного сумасшедшего
- ↳ Todor Broz (Игры Разума)
- ↳ Раковина Рапана
- ↳ В поисках дальнейшей социализации
- ↳ Страницы моей жизни
- ↳ Из болота к Солнцу
- ↳ Здесь чудит девочка Шарага
- ↳ Шекель сигария
- ↳ Записки чокнутой Меня...уже не Единственной.
- ↳ Дневник Кокса
- ↳ Дневник кошки, которая гуляла сама по себе
- ↳ Дневник чокнутого программиста
- ↳ Гнездо будущего психолога-аналитика
- ↳ Вывязывание судьбы
- ↳ Snow Dreams
- ↳ Записки на поляхъ
- ↳ Рыбалка на Урале
- ↳ aspyX Бредишки
- ↳ Ты Знаешь
- ↳ Волосы и Ногти
- ↳ Дневник Машеньки
- ↳ Искусство
- ↳ Художественная литература, поэзия и проза, стихи.
- ↳ Юмор
- ↳ Интересные люди, афоризмы, высказывания, мудрости.
- ↳ Издательство Шиза.орг
- ↳ Фотография, живопись, графика, пластика.
- ↳ Кино и театр. Фильмы и спектакли.
- ↳ Музыка и танцы.
- ↳ Досуг и увлечения
- ↳ Животные.
- ↳ Путешествия, туризм, отдых, экология
- ↳ Физкультура и спорт
- ↳ Игры
- ↳ Другие увлечения
- Ссылки и адреса
- ↳ Ссылки по шизофрении и психике
- ↳ Новости психиатрии
- ↳ Библиотека
- ↳ Организации
- ↳ Другие ссылки
- Разное
- ↳ Обо всем
- ↳ Сортировка
- ↳ ОФФТОП - свободные беседы
- Буйное отделение
- ↳ Ординаторская Заведующего Буйным отделением
- ↳ Кабинет врача-сексопатолога
- ↳ Келья отца Антония
- ↳ Палата Интенсивной Терапии
- ↳ VERSUS SYSTEM
- Вопросы по форуму
- ↳ Модераторская
- ↳ Админка. Вебмастерская. Поисковая оптимизация. Администрирование сайта.
- ↳ о ЧАТе
- ↳ Выборы модераторов ЧАТа
- ↳ Аварии, перебои, скорость загрузки сайта.
- ↳ Пропажи сообщений и тем.
- Правила, организационные объявления и новости.
- ↳ Цели, задачи и отзывы о форуме.
- Реестр запрещённых сайтов.
- None