По книге Арнхильд Лаувенг

Диагноз шизофрения существует для любых отклонений поведения причины которых неизвестны. Как только причины становятся известны - это уже не шизофрения.
Истинной шизофренией является только желание узнать единую причину сразу всего непонятного.
fabriccanbleed
ПНД ПсихоНеврологический Диспансер
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 26.03.2012, 19:08

По книге Арнхильд Лаувенг

Сообщение fabriccanbleed »

Здравствуйте. Я хочу показать связку из двух книг - работу сурового, но доброго бородача Джозефа Лусиани и книгу Арнхильд Лаувенг.

Арнхильд Лаувенг в 'Завтра я всегда бывала львом' указывает на свою расшифровку шизофрении.
Я приведу обширную цитату.

«Когда я была маленькая, моя мама работала дневной няней с маленькими детьми. Один из детей, за которыми она ухаживала, был милый и развитой трехлетний мальчик, которого звали Эрик. Неразлучным другом Эрика был тряпичный песик Щен. Эрик не расставался с ним ни днем, ни ночью. Однажды родители Эрика рассказали маме, что накануне вечером они, уложив Эрика, услышали из его комнаты сердитый собачий лай. Потом все стихло, а через некоторое время Эрик спустился сверху и явился к родителям в гостиную без Щена. Родители немного удивились и спросили Эрика, что случилось. Эрик ответил, что он предлагал Щену вместе спуститься в гостиную, не обращая внимания на то, что уже пора спать. Щен же возражал, что так нельзя, потому что родители этого не разрешают. "Щен правильно сказал, - ответили родители Эрика. - Но что же был дальше?". "А я уложил Щена спать и спел ему песенку. Щен заснул, а я без него смог спуститься."
Вот так просто и изящно, как это может сделать только трехлетний ребенок. Эрик разрешил для себя дилемму, возникающую, когда в человеке борются различные потребности и мысли, которые не могут сосуществовать одновременно и которые ему приходится разделить. [...] Эрик переложил те правила, которые он очень хорошо знал, но которые не совпадали с его желаниями, на щенка, а затем уложил щенка спать.»


Симптомы, по Арнхильд, проявлялись всегда в строго определенных ситуациях. Пример. Со школы девушка разрывается между двумя желаниями. С одной стороны, она хочет быть прилежной, с другой стороны - не хочет. Спустя какое-то время появляется голос, постоянно доводящий ее: будь прилежной.

Далее. Всякий раз, когда Арнхильд не решается куда-то отправиться - к примеру, на экзамен, - на дороге она встречает страшных волков. Девушка указывает, что в последний раз видела волка (тощего и облезлого) в подземке, по дороге в университет; в тот момент она уже избавлялась от своих страхов и тревог и приняла для себя твердое решение учиться.

С другой стороны, Лаувенг рассказывает, как пациенты клиник используют свои симптомы в личных целях. Когда медсестра звала людей на прогулку, те начинали жаловаться на усиление симптомов. Однажды медсестра не выдержала и спросила, почему эти люди прямо не скажут: не хочу идти на улицу. В тот день все открыто выразили свое нежелание гулять и остались в комнате.

Можно попробовать сделать несколько выводов.
Всегда имеется взаимосвязь между ситуацией (конфликтной или же воспринимаемой как конфликтная) и появлением симптома.
Во-вторых. Все эти ситуации напрямую связаны с неуверенностью в себе. Возвращаясь к сказанному выше - вместо того, чтобы просто отказаться от прогулки, пациенты, о которых рассказывает Арнхильд, прибегали к симптомам (пусть даже обыкновенная симуляция - взгляните на ее массовый характер).

Затем, существовало много других симптомов - попытки суицида, панические атаки, бесчувственность и так далее. Но и эти симптомы всегда являлись реакцией на какие-то конкретные ситуации. С исчезновением конфликтов (не имело значения - внешних обстоятельств, таких как жестокость лечащего персонала или же внутренних конфликтов) исчезали симптомы.

К примеру, Арнхильд била посуду и резала себе вены (отчего в очередной больнице фарфоровую утварь для нее быстро подменяли картонной). Несмотря на то, что доктора вполне разумными доводами убеждали девушку не делать этого больше, ситуация повторялась снова и снова. Арнхильд говорит, что для нее это был (единственный) способ обратить на себя внимание - поэтому не могло идти и речи о том, чтобы не бить посуду.

Далее Арнхильд указывает, что вся работа по излечению в ее случае сводилась к обнаружению взаимосвязей симптомов и ситуаций, воспринимаемых как конфликтные, и последующей работой над этими ситуациями.

Парадоксально, но доктора часто выступали препятствием к излечению. Лечение Арнхильд длилось около семи лет, с ней работали самые разные доктора. Существенную помощь оказывали те люди, что были готовы пойти ей на встречу и поддерживали. Девушка мечтала поступить в медицинский университет и стать психологом. В ряде случаев доктора открыто насмехались над ней и говорили, что этого никогда не произойдет или же говорили, что ее стремление стать психологом - типичное поведение пациента; тем самым эти люди подбивали ее уверенность в себе. Некоторые доктора говорили также, что ее болезнь неизлечима. Арнхильд приводит данные из книги Даля, Эйтингера, Мальта и Реттерстоля о ряде крупных европейских исследований, согласно которым «в среднем одна треть больных полностью или частично излечивается, другая треть ведет относительно благополучное существование, хотя какие-то симптомы у них по-прежнему остаются и они нуждаются в помощи медицинских учреждений, а еще одна треть продолжает долго и мучительно бороться с проявлениями болезни». Девушка сетует, что не была знакома с этой статистикой когда была больна.
Итак, ослабление и без того ослабленной веры в себя сильно влияло на процесс излечения. Но и напротив, те доктора, что внимательно относились к Арнхильд, сильно продвигали ее вперед. Конечно, их работа была достаточно сложной и требовала терпения - доверяя пациентке, доктора часто шли на риск и этот риск далеко не всегда (особенно поначалу) оказывался оправданным - эти люди достойны похвалы.

Все. Ладно. Энивэй, Арнхильд излечилась, отучилась в университете и стала доктором, как она и хотела, и теперь помогает справляться другим людям с их болезнью - классно! а как еще? И еще она написала чудесные книги, две из которых есть на русском - 'Завтра я всегда бывала львом' и 'Бесполезен как роза'.

В целом я сделал два вывода. История болезни Арнхильд связана с неуверенностью в себе. По мере того, как девушка приобретала в себе уверенность, ее проблемы исчезали.



Теперь - о другой книге. Книга уже зарекомендовала себя как способная избавить от неуверенности и я надеюсь, что она поможет кому-нибудь из читающих этот текст. Эту часть сообщения я разместил в "Депрессия". Вот тут - http://www.schiza.org/viewtopic.php?f=160&t=9576
Шарлотта
Лечение общением
Сообщения: 1269
Зарегистрирован: 10.10.2011, 16:58

Re: По книге Арнхильд Лаувенг

Сообщение Шарлотта »

Очень хорошо подмечено что конфликт между двумя желаниями часто является основой шизофрении. Человек очень хочет чего-либо, но не может этого получить по каким-то причинам, но в тоже самое время этот человек не может полностью отказаться от своего желания, продолжает надеяться. В итоге он часто и безрезультатно мечтает о желаемом длительное время, а такие навязчивые мысли вполне могут нарушить баланс в дофаминовой системе и привести к продуктивным симптомам. Как говориться, неопреденность хуже всего.

Это также хорошо описано в учении буддизма (основной религии Китая и всей Юго-Восточной Азии), базовой основой которого являются "Четыре благородные истины" сформулированные самим Буддой, которые звучат примерно так:

1. Всегда есть страдание и неудовлетворенность (духкха).
Рождение — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Соединение с неприятным — страдание, разлучение приятным — страдание. Обычный человек не может насчегда достичь состояния полного удовлетворения, поскольку после достижения одного желания, возникает другое желание. Постоянное стремление удовлетворить все возникающие потребности часто приводит к разочарованию, поскольку невозможно осуществить в полной мере все потребности. Желания приводят к возникновению характера (кармы). Карма вовлекает человека в процесс стремления к хорошему и плохому.

2. Причиной страданий является ненасытное желание (Танха, иногда это слово переводят как "ненасытное стремление").
«Мир нуждается и желает, и порабощен этой жаждой», сказал Будда. Существует 3 вида желаний:
a) жажда чувственных наслаждений
b) жажда существования (привязанность к жизни как таковой, что обуславливает также и правильные желания: пить, есть, продолжать свой род и т.д.)
c) жажда несуществования (желание избавиться от проблем существующих в этом мире, желание достичить покоя)

3. «При угасании желания страдания прекращаются (Ниродха)».
Большие ожидания часто приводят к большому разочарованию, а уменьшая запросы и ожидания можно уменьшить страдания. Эту истину часто неправильно понимают так что нужно полностью отказаться от всех желаний, но это будет неверная трактовка, поскольку многие желания вполне естественны и необходимы, ведь даже сам Будда имел желания есть, пить, постигать истину и т.д. Просто надо правильно найти свой личный "Срединный путь" и отделить нужные желания от ненужных. Следовать «Срединному пути» (он также называется в буддизме «Восьмеричным путём») — значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между строгим аскетизмом и разнузданностью; значит не впадать в крайности.

4. Благородная истина о Cрединном пути: «Это есть Благородный Восьмеричный путь: правильный взгляд (пали диттхи), правильный настрой (пали санкаппа), правильная речь (пали вача), правильные действия (пали камманта), правильная жизнь (пали аджива), правильные усилия (ваяма), правильное сосредоточение внимания (пали сати), правильное сознание (пали самадхи)».

Притчи: http://year-2012.narod.ru/knowlege8.html
Срединный путь

Принц Шраван жил в роскошном дворце. Он обожал роскошь. Свою столицу он постоянно перестраивал и постепенно превратил её в один из самых красивых городов. Но однажды он понял, что ему всё наскучило. Прослышав, что в город пришел Будда, он отправился к нему, и был так очарован, что попросил разрешения остаться. Всё королевство было озадачено разворотом событий. Люди не могли поверить в это, потому что Шраван был чрезвычайно мирским человеком, потакавшим любым своим желаниям, даже самым крайним. Обычными его занятиями были вино и женщины.

Ученики Будды тоже были в недоумении, и они спросили:

- Что случилось? Это чудо! Шраван совсем не тот тип человека, к тому же он жил так роскошно. Как странно, что он захотел стать саньясином! Как это случилось? Ты сделал что-нибудь?

- Я ничего не делал, - ответил им Будда. - Ум может легко перемещаться из одной крайности в другую. Это обычный путь ума. Так что Шраван не делает ничего нового. Этого можно было ожидать. Вы так поражены, потому что не знаете законов, управляющих действиями ума. Человек, который сходил с ума, утопая в богатстве, теперь сходит с ума, отказываясь от богатства, но сумасшествие остается - и в этом весь ум.

Итак, Шраван стал монахом, и вскоре ученики стали наблюдать, что он движется из одной крайности в другую. Будда никогда не просил учеников ходить голыми, а Шраван перестал одеваться. Кроме того, он начал заниматься самоистязанием все они принимали пищу один раз в день, но Шраван стал есть через день. Вскоре он стал совершенно истощенным. В то время как другие медитировали под деревьями в тени, он сидел под палящим солнцем. Раньше он был красивым человеком, у него было прекрасное тело, но прошло шесть месяцев, и его нельзя было узнать...

Как-то вечером Будда подошел к нему и сказал:

- Шраван, я слышал, что еще до посвящения ты был принцем, и любил играть на ситаре. Ты был хорошим музыкантом. Поэтому я пришел задать тебе вопрос. Что случиться, если струны ослабить?

- Если струны ослабить, то никакой музыки не получится.
- А если струны очень сильно натянуть

- Тогда тоже невозможно извлечь музыку. Натяжение струн должно быть средним - не ослабленным, но и не перетянутым, а в точности посередине. На ситаре легко играть, но только мастер может правильно настроить струны. Тут нужна золотая середина.

И Будда сказал:

- Именно это я и хотел сказать тебе, наблюдая за тобой в течение этих шести месяцев. Музыка, которую ты хочешь извлечь из себя, зазвучит только тогда, когда струны не ослаблены и не перетянуты, а как раз посередине. Шраван, будь Мастером и знай, что чрезмерное напряжение силы переходит в излишек, а чрезмерное расслабление - в слабость. Приведи себя в равновесие - только так ты сможешь достичь цели.
Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!
fabriccanbleed
ПНД ПсихоНеврологический Диспансер
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 26.03.2012, 19:08

По книге Арнхильд Лаувенг

Сообщение fabriccanbleed »

Очень понравилась история про Срединный путь.

В дополнение к вашим словам о невозможности исполнить желание приведу цитату из «Книги удовольствия» Остина Османа Спеара. Спеар - британский художник, всю свою жизнь он работал с подсознанием и написал об этом ряд работ. Как мне кажется, его наблюдения интересны, хотя в ряде случаев изложены достаточно туманно.

«Наваждение известное как или связанное с безумием является опытом, который отделен от личности (Эго) через некоторый вид неприятия. Оно субструктурно, и не может постоянно следовать за подсознанием, не истощив или не дополнив себя реализацией. В зависимости от степени интенсивности и оказанного в то или иное время сопротивления, Эго обладает или не обладает знаниями о наваждении; его выражение всегда автономно, отделено от личного контроля, силы направления и регулирования времени. Концентрация [*] определяет диссоциацию. Страсть к одному предмету, ищущая завершения путем идентификации, приносит в жертву все остальное, или сознательно забывает. Его отделение от Эго (которое становится равным или большим, чем остальное сознание, приводит к разделению или «двойной личности»), происходит из-за его собственной интенсивности или из-за шока сопротивления, определенного некоторой несовместимостью желаемого и желания.

[*] Концентрация – это неудовлетворенное желание, конфликт, который никогда не может быть разрешен из-за своих средств. Когда Эго, не имеющее или не знающее средства выполнения, ищет своего отрицания, вытеснения из сознания, воображаемого выполнения, или трансмутации чтобы сбежать от своих волнений. Ничто из этого не является упразднением желания или наваждения, но их отделением или сокрытием от остального Эго, его преждевременного подсознательного существования. Оно находится там только пока активна какая-либо из форм существования, когда сопротивление пассивно – контроль отдан доминирующему наваждению, позволяющему его воплощение и переполняющим Эго, которое должно жить и производить свой эмоциональный опыт.»


В третьей из «Четырех благородных истин», что вы показали, указано о существовании нужных и ненужных желаний. И правда! Снова попробую дополнить, снова обобщу выводы Джозефа Лусиани (простите, если это становится навязчивым).

Желания, не приносящие удовлетворения — это желания, в основе которых лежит неуверенность. Неуверенность — это принцип ожидать чего-то плохого и действовать, исходя из таких ожиданий. Действия, желания, вызванные неуверенностью, не могут принести удовлетворение. Ведь даже если сейчас желание исполнено, то все равно нельзя оставаться спокойным - в любую минуту может что-то произойти.

Неуверенностью же можно объяснить и то, как люди бросаются из крайности в крайность. Неуверенный человек использует все, что, как он считает, обеспечивает уверенность. Не имеет значения что именно: позавчера это были наркотики, вчера это была власть, сегодня - усердная медитация, завтра это трудоголизм, спустя неделю - зависимость от партнера или родителя (как кого-то, кто способен обеспечить безопасность). Или еще статусы. Желание иметь статус умного, красивого, безупречного или уравновешенного, лучшего во всем, нормального или же исключительного человека заставляет следить как за собой, так и за реакцией окружающих людей, что и весьма сложно, и неестественно. Желания, вызванные неуверенностью, очень изматывают.

Наоборот, вера в себя (очень простое 'что бы ни случилось, я справлюсь') это исключительно внутреннее чувство, оно не может быть продиктовано внешними условиями.

Судя по всему, противоречивые желания вообще всегда связаны с неуверенностью. Тот, кто верит в себя и - как следствие, - избавлен от сторонних целей, может избавиться от видений.

P.S. Кстати, по моим наблюдениям, вера в себя - это проблема отнюдь не отдельных людей, посещающих психолога, психотерапевта или психиатра. Это проблема почти каждого человека, проблема общества в целом.
Аватара пользователя
frrr
шиза

Re: По книге Арнхильд Лаувенг

Сообщение frrr »

Книга 'Бесполезен как роза' на днях найдена в сети: Изображение
Аватара пользователя
frrr
шиза

Re: По книге Арнхильд Лаувенг

Сообщение frrr »

вот ссылка на 'бесполезен как роза' __http://anonymousdelivers.us/12492 Ссылка ошибочна или реклама. Пометка модератора Знак.
Аватара пользователя
Holden
шиза

Re: По книге Арнхильд Лаувенг

Сообщение Holden »

"Завтра я всегда бывала львом" показалась скучноватой, еле асилил. Довольно малоубедительные, если не сказать наивные попытки психологизировать продукцию :nea:
Аватара пользователя
Здоровый
Группа взаимопомощи
Сообщения: 147
Зарегистрирован: 27.04.2012, 16:15
Откуда: Все мы из одного места

Re: По книге Арнхильд Лаувенг

Сообщение Здоровый »

Прочитал книгу Арнхильд Лаувенг "Бесполезен как роза". Книга читается на одном дыхании, хотя сначала кажется немного нудноватой. Палаты на одного, по двадцать человек в отделении и столько же персонала. Э-хе-хе... нам бы их проблемы. Сейчас наверное примусь за другую её книгу. Несколько слов о водительских правах. Наш участковый психиатр говорила мне, что в Штатах можно снять диагноз "шизофрения" и получить водительское удостоверение. В Норвегии вот оказывается тоже. А у нас нет, нельзя. Хотя в перерыве между госпитализациями я без всяких прав водил отцовскую машину и довольно неплохо ( там где ГАИ не было :D )
Не дай мне бог сойти с ума, уж лучше посох да сума. А. С. Пушкин
fabriccanbleed
ПНД ПсихоНеврологический Диспансер
Сообщения: 10
Зарегистрирован: 26.03.2012, 19:08

Re: По книге Арнхильд Лаувенг

Сообщение fabriccanbleed »

Holden, конечно жаль, что книга вам не понравилась.

Здоровый, здравствуйте! Действительно, я тоже читал обе книги на одном дыхании. Я очень рад, что вам понравилась 'Бесполезен как роза'.

В США все равно все довольно сложно с постановкой диагнозов. Недавно я читал о DSM-5. Это пятая, грядущая редакция руководства по диагностике и статистике психических расстройств в США. Это руководство критикуют со всех сторон за расширение списка диагнозов потому что это расширение связано не с уточнениями и улучшениями существующей редакции, а с прибылью фармацевтических компаний. Ужасная история с этим ДСМ. Доходит до возможного включения в список стеснительности и переживания после утраты близкого человека. Вы можете подробно на вики (http://ru.wikipedia.org/wiki/DSM-IV) прочесть в разделе Критика.
Аватара пользователя
Здоровый
Группа взаимопомощи
Сообщения: 147
Зарегистрирован: 27.04.2012, 16:15
Откуда: Все мы из одного места

Re: По книге Арнхильд Лаувенг

Сообщение Здоровый »

Первая книга Арнхильд Лаувенг понравилась даже больше, чем вторая. Джозефа Лусиани прочитаю на досуге. В свою очередь могу порекомендовать всем книги американского психотерапевта Ирвина Ялома. Он написал штук десять книг, переведённых на русский язык, от детективов до научных трудов, но всё на тему экзистенциальной психотерапии. Я думаю, здесь каждый найдёт что-то для себя: пациент, его родные и близкие, и просто интересующиеся данным вопросом, и профессионалы психотерапии.
"Завтра я всегда бывала львом" показалась скучноватой, еле асилил. Довольно малоубедительные, если не сказать наивные попытки психологизировать продукцию

Holden
шиза



А если у меня в моих фантазиях или галлюцинациях, уж не знаю, как их назвать, осуществлялись не спрятанные в подсознание, как у Арнхильд, а вполне ясные и осознанные желания – это тоже психологизация продукции? Тогда получается, нет психологизации – нет и продукции, или я что-то не так понимаю? Просветите!
И что, если сейчас мне становится плохо только в определённых психологических ситуациях?
И что Вы предлагаете вместо «психологизации» и работы над своими проблемами – галоперидол? Я принимал галоперидол в лошадиных дозах и в результате не мог двух слов связать, сделать простейшие вещи и превращался в овощ, в то время, как симптомы спокойненько оставались на своих местах. Галоперидол заменили рисполептом, побочные почти исчезли, но симптоматика осталась, хотя я знаю, как её купировать.
Я не являюсь ярым противником химии, есть такие конкретные препараты, которые очень хорошо уживаются с данным конкретным пациентом, наверное, без неё нельзя обойтись в острых случаях, хотя, как пишет Арнхильд, были и другие способы успокоить её при обострениях (я не имею ввиду вязки). Но тут нужно хотя бы попытаться найти подход к пациенту, а как это сделать, если на отделение в 60-70 человек приходится два врача, а что такое индивидуальная психотерапия слыхом не слыхивали. :-? :?:
Последний раз редактировалось Здоровый 25.05.2012, 10:11, всего редактировалось 1 раз.
Не дай мне бог сойти с ума, уж лучше посох да сума. А. С. Пушкин
Ответить

Вернуться в «Причины шизофрении»