Психич. расстр. Школ. лит-ра. "Мастер и Маргарита"

Людмила Иванова
Психиатрическая больница
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23.09.2013, 14:59

Re: Психич. расстр. Школ. лит-ра. "Мастер и Маргарита"

Сообщение Людмила Иванова »

В советские времена эту книгу в школе не изучали. Она слишком трудна для объяснения.
Я тоже знаю людей, которые полюбили эту книгу. Кто-то с первого раза прочитал подряд пять раз, кто-то просто испытал восторг. Я же много лет шла к тому, чтобы ее прочитать. Далеко не с первой попытки сделала это.
Это была единственная книга, которую я откидывала, швыряла от себя. Я бралась за чтение только по причине ее известности, а позже по причине включения в школьную программу. Скорее всего, я бы и не прочитала ее вообще, если бы в жизни еще и не появилась своя беда. Но и прочитав, не с первого раза приняла. Тоже было сильное отторжение.

Про правду и ложь, добро и зло эта книга?
Я так не думаю. Это надо уже отдельную теорию создавать, как эта книга раскрывает все эти понятия. Причем, по-моему, у разных людей трактовка будет разная.

Есть впечатление, что эффект от книги неосознаваемый. Она либо бывает принята душой, либо отторгнута. Тот факт, что я поняла ее только через понимание психической болезни, подсказывает путь к тем людям, которые, как и я, не принимают этого текста сразу.

Я смотрела на тех, кто радуется книге. Мне эта радость казалось странной. Было впечатление, что им легкомысленно нравится легкость языка, фельетонность. Какое-то злое, жестокое удовольствие. Радоваться тому, что с людьми происходят ужасы. И легкость объяснения – они же грешники…
А фразы какие я слышала от этих людей! Какая веселая свита у Воланда!!! Как все смешно!!! И т.д.
Именно это и лежит на поверхности текста. Только с помощью книги Кураева я вычитала из книги те места, которые явно говорились автором – не верьте мне, это сарказм, это ирония, это я говорю только, чтобы советская идеология пропустила…

Страшную фразу я прочитала у Вас.
Все сказано естественно, и правильно сказано, только мне вдруг это по душе резануло.
---Автор каждому расписывает судьбу---

Понятно, автор каждого художественного произведения это делает. Но мне всегда это представлялось как знание жизни и судеб людей, опыт писателя. А тут вдруг увиделся писатель в роли судьи человека, если не сказать палача.

Вообще фельетон как жанр к доброте очень не близок. Надо накопить в душе ярость, быть увертливым и хитрым, иметь большую силу ума и сосредоточиться на чем-то злом, чтобы захотеть выразиться с помощью фельетона. А иногда и откровенно разразиться всем своим внутренним раздражением.
Очень нелегко понять, в чем злоба такого автора. Потому что снаружи это всегда весело.

Но вот опять же ваша фраза: --- Общая картина: Безумие. Тревога. Мир сошел с ума. У людей стресс, кризис. О ужас, что творится в Москве.---

Это же паника.
И это призыв, клич. Это очень страшный клич.
Не помню где, я прочитала случай из военной практики. Солдаты бежали в атаку. И вдруг вопль: «Командир сошел с ума!». Все бросили оружие, побежали, кто куда, и были полностью уничтожены, причем абсолютно безответно.

И любовь Маргариты я все же оцениваю не так. Я не считаю, что можно обращаться к дьяволу ради любви. Такого не может быть. Ради любви можно обращаться только к Богу. Я считаю, что Маргарита мнит, что она обратилась к дьяволу. И в этом вижу причину ее сумасшествия, причем самого сильного сумасшествия из всех, описанных в книге.

Однажды я видела, как учитель литературы оценивает сочинение ученика, который пишет про Хлестакова: «Мне очень нравится Хлестаков!!! Он веселый, он так ловко обманывает!! Вокруг него все дураки, их и надо обманывать!!! Он умеет найти в жизни удовольствие, у него всегда получается выкрутиться…»
Учитель сказала так: «Написано грамотно, есть свое мнение, есть рассуждение, есть знание произведения…» И поставила 5.

Если бы мне пришлось преподавать «МиМ» по своему миропониманию, то я вложила бы много усилий, чтобы дети поняли как трудно человеку оставаться человеком внутри системы.
Глокая куздра
Лечение общением
Сообщения: 872
Зарегистрирован: 22.07.2013, 12:47

Re: Психич. расстр. Школ. лит-ра. "Мастер и Маргарита"

Сообщение Глокая куздра »

Людмила Иванова писал(а):
Если бы мне пришлось преподавать «МиМ» по своему миропониманию, то я вложила бы много усилий, чтобы дети поняли как трудно человеку оставаться человеком внутри системы.

Хорошо сказано! :)
"Как легко обратить в свою веру других, и как трудно обратить самого себя." Оскар Уайльд.
анна1
Группа взаимопомощи
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 16.12.2012, 16:54
Откуда: Сибирь

Re: Психич. расстр. Школ. лит-ра. "Мастер и Маргарита"

Сообщение анна1 »

Мне очень жаль, что я пугаю вас своими словами. Мне бы очень этого не хотелось. Раз каждый приходит своим путем к этой книге, значит, в этом есть какой-то смысл. Мне легко было ее принять, потому что я всегда придерживалась атеизма. Я не верующая, так сложилось. Верю, что есть энергетика, какие-то силы в природе, в людях, но это совсем не то, что христианство, конечно. Книга меня захватила тем, что в ней видно как людьми правит судьба, причем не слепая. Каждому воздастся по делам его - это же из Библии? Для меня это была новая мысль. Какая разница, как тебя воспитывали, в какое время живешь, все равно отвечаешь за свои поступки. Это то, что меня привлекает в этой книге, заставляет серьезно относиться к своей жизни.
Правда, в жизни часто все не так (я так считаю). Возмездие или прощение, и т.п. - на самом деле этого нет. Но хоть иногда думать, что есть - этого очень бы хотелось.
Ничего особо веселого в этой книге не вижу, она по-моему как раз очень серьезная, напряженная. Никакого расслабления и отдыха.

Эпиграф к книге: "Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Слова Мефистофеля (в общем, тоже дьявола, понятно что намек на Воланда). Без разговора о добре и зле невозможно. Ну, мне кажется, что автору это было важно. Кто по-настоящему добр, тот спасется. Как-то так.
Маргарита, обращаясь к дьяволу, на самом деле приходит к богу, потому что любит. Это божественное чувство. Оно спасает и ее, и Мастера. Наверно, можно рассматривать обращение к дьяволу как ее иллюзию, потому что на самом деле она стремится к доброму, хорошему.

Добавлено спустя 9 минут 43 секунды:
Людмила Иванова писал(а):Я не считаю, что можно обращаться к дьяволу ради любви. Такого не может быть. Ради любви можно обращаться только к Богу.

Если человек верит, то да. А если человек живет просто, от одного дня к другому, не задумываясь о вечном, и вдруг внезапно его как молния поразила любовь? Он не знает, что делать, и вообще неизвестно куда обратится, может вообще побежит к колдунам привораживать, или еще куда - в общем, это нельзя предсказать.

Добавлено спустя 5 минут 14 секунд:
Глокая куздра писал(а):
Людмила Иванова писал(а):
Если бы мне пришлось преподавать «МиМ» по своему миропониманию, то я вложила бы много усилий, чтобы дети поняли как трудно человеку оставаться человеком внутри системы.

Хорошо сказано! :)


Поддерживаю!
Людмила Иванова
Психиатрическая больница
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23.09.2013, 14:59

Re: Психич. расстр. Школ. лит-ра. "Мастер и Маргарита"

Сообщение Людмила Иванова »

Нет, Анна, не Вы пугаете меня своими словами. Вы пишете искренне и точно. Просто в этой искренности вдруг становятся очевидными какие-то новые вещи. Эти вещи пугают, а не Вы.

Вам из книги показалось, что судьба правит людьми.

Но так Вы случайно выразились, что жизнью героев романа правил автор романа. Он и сотворил их судьбу. И это мне показалось более верным, чем Ваша осознанная мысль о судьбе как некой самостоятельной силе.
Я за это открытие благодарна Вам, пусть я вначале даже испугалась, не извиняйтесь!

Я тоже была атеисткой 40 лет. Так что мне понятен склад мыслей атеистов.
Теперь вы еще и добавляете, что судьба не слепая. Добавляете, что верите в энергетику.
На мой взгляд, вы не атеист. Вы верующий в энергетику и в судьбу человек, который называет себя атеистом. Это сейчас очень распространено в нашей стране.

Насчет возмездия не берусь сказать, а вот насчет того, что нет прощения. Эту конкретно мысль я читала у Рерихов и их последователей. Есть еще более сложная книга Кураева «Сатанизм для интеллигенции», где все их учение разложено по полочкам. Примечательно, что в нашей постсоветской стране очень часто различные религии внедряются как течение культуры, или как оздоровительные практики. Вот и Рерихи на первый взгляд - художники. И только когда человек уже втягивается, ему раскрывают секрет - это религия. А до этого момента человек считает себя атеистом.

У последователей Рериха я читала, что все сделанное зло остается злом. Потому что у всякого поступка есть энергия и она не исчезает. Очень редки случаи прощения.
Например, простить человека за разбитую вазу можно только в том случае, если он принесет такую же точно, и только при условии, если с разбитой вазой у хозяина не было связано никаких особых личных воспоминаний.
Таков энергетический подход к вопросу о прощении. Примерно так будет и в логике буддизма.
Но подумайте только!
Не простить за разбитую вазу!!!
Неужели даже за такое простить нельзя?

Христос прощает очень много. И он учит прощать. Например, он простил блудницу. От ее грехов после прощения не осталось никакой энергии. Все! Она могла жить дальше, безо всякой кармы или судьбы.
Так вот Вы чему хотите научиться – прощению или непрощению?

Из Библии ли это, что каждому воздастся по делам его?
Эта мысль имеется во многих религиях.
Но Христианство отличается.
Молитва мытаря – одна из выдающихся. Она вторая в утреннем молитвослове.
В ней - искренняя просьба к Богу о милости и искреннее признание своей греховности.
Это обращение сильнее, чем жизнь фарисея, наполненная благими делами и посвященная исполнению всяческих канонов.
В итоге не по делам человеку воздается, а по вере, по смирению, по промыслу Бога.
А отсюда невидение возмездия. Потому что непонятно прощение Бога.

Я также как и Вы считаю, что с книгой Булгакова не расслабишься.
Но взрослый человек, старше меня, неглупый, утверждает, что особенно сильно полюбил в этой книге … Кота!!!!

О внезапной любви тоже стоит почитать духовную литературу. Стоит заранее узнать про «внезапность».
А то и будет так – не знает человек, куда бежать.

Мы все бывшие советские атеисты на самом деле верующие. Просто мы не знаем, к какой вере мы принадлежим.

У меня был такой момент, когда мне надо было выяснить – кто я.
Такой же момент людям предоставляет книга Булгакова.
Но удается ли это школьникам понять?

Спасибо за ваши ответы. Они очень помогают мне. Извините, если я чем-то Вас обижаю.
анна1
Группа взаимопомощи
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 16.12.2012, 16:54
Откуда: Сибирь

Re: Психич. расстр. Школ. лит-ра. "Мастер и Маргарита"

Сообщение анна1 »

Людмила Иванова писал(а):Так вот Вы чему хотите научиться – прощению или непрощению?



Пониманию. Хотя этого и мало, но без него тоже никуда... Прощать мне удается только если пойму. Но бывает так сильно поймешь другого, что перестанешь себя понимать :-?

Добавлено спустя 13 минут 3 секунды:
Людмила Иванова писал(а):В итоге не по делам человеку воздается, а по вере, по смирению, по промыслу Бога.


Да, вспоминаю, что читала об этом

Добавлено спустя 5 минут 8 секунд:
Людмила Иванова писал(а):Мы все бывшие советские атеисты на самом деле верующие. Просто мы не знаем, к какой вере мы принадлежим.


Я, наверно, к какой-то языческой)

Добавлено спустя 6 минут 7 секунд:
Людмила Иванова писал(а):У меня был такой момент, когда мне надо было выяснить – кто я.
Такой же момент людям предоставляет книга Булгакова.
Но удается ли это школьникам понять?


Не факт что многим удается, но есть к чему стремиться учителю! Донести до школьников. Может, кто из них и поймет :)
Людмила Иванова
Психиатрическая больница
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23.09.2013, 14:59

Re: Психич. расстр. Школ. лит-ра. "Мастер и Маргарита"

Сообщение Людмила Иванова »

Да, Анна! Понимание - это в прощении так много значит.
Еще, чтобы понял тот, кто обидел, а поняв, выразил это.

Еще забвение помощник прощению.

Иногда, время помогает простить.

Помню, вначале я читала Будду - там был эпизод о примирении, о прощении. Я его очень хорошо восприняла. И согласилась.
Удивил рассказ о прощении маньяка преступника - все его боялись и разыскивали. А ночью Будда с ним встретился. Маньяк кричал - СТОЙ, МОНАХ! (Это я на память передаю) , а Будда продолжал идти.
Тогда маньяк догнал его и прежде чем (цензура РКН -1 слово) спросил - ПОЧЕМУ НЕ ОСТАНОВИЛСЯ?
А Будда ему - Я УЖЕ ДАВНО ОСТАНОВИЛСЯ, ЭТО ТЫ ПРОДОЛЖАЕШЬ ИДТИ.
- Как это? - я остановился в плохих делах, а ты продолжаешь... - мне нет смысла останавливаться - я так много зла сделал, я никогда не буду прощен, так лучше продолжать... А Будда что-то сказал, я забыла, но в одну секунду маньяк поверил - что можно остановиться, что вот этот человек - монах - может его простить. И ему это дорого стало...

Позже я читала Библию. И это знаменитое - кто не имеет греха, брось в нее камень!
А потом трижды извинялась, не чувствуя вины - потому что так велит Библия, и так сказал связенник. И если после этого не простит человек (написано) - то будет он тебе как язычник... Меня человек не простил. Но мне стало легче. Я поняла, почему - я перестала так дорожить этим человеком. Права ли я?

Это все еще понимать и понимать. Учиться и учиться.

Но в книге Булгакова все же прощения мало.
И этим она мне не слишком близка. Не зря, наверно, я так долго шла к ней.

Недавно прочитала отзыв в интернете.
Иешуя - заслужил свет, потому что не предал свою идею.
А Мастер и Маргарита - не заслужили, потому что предали. Но для них Булгаков создал отдельное место - не ад и не рай - а покой. Это находка Булгакова.

ОЙ!!! Как же мне это все сердце рвет! Какое же понимание книги!
Того, как судьбу может решить Булгаков. Тому, что предательство идеи никак не соотнесено с качеством идеи.
Да много чего.

В такие моменты я думаю, что зря эта книга в школьной программе.

То, что я хочу через эту книгу чтобы донеслось до читателя - что шизофреники - люди, которые именно о добре и о зле думают, и что в этих своих думах иногда поднимаются на небывалые высоты.
loshadka
Лечение общением
Сообщения: 1950
Зарегистрирован: 16.10.2013, 17:43

Re: Психич. расстр. Школ. лит-ра. "Мастер и Маргарита"

Сообщение loshadka »

Мне не нравится Мастер и Маргарита, а статья очень понравилась. Вы сами болели? Очень правдоподобно описано, только все еще страшнее.
Не знаю что вы называете духовностью, но доброты и сострадания среди верующих людей не видела ни разу. Они играют в игры "изгнание бесов" и прочее с психически больными людьми, на самом деле не желая им помочь, а желая завербовать в свою веру. Тот кто устанавливает правила по которым должны жить люди, сострадательностью не отличается.

Родственники часто не рвутся лечить, помогать или поддерживать душевно больных, а всячески подавляют, что бы те вели себя хорошо и не беспокоили своими проблемами, сливают на них агрессию и издеваются для забавы. У меня в семье происходит так. Нашла в интернете сайт родственников слабоумных, почитала что они пишут, поняла что не только в моей семье так.

Психотерапия в книжках очень красиво и правдоподобно описано о том как психотерапевт достучался до больного, но на деле мало кто умеет это делать. По итогам получается что не имея ни какой поддержки, получаешь хоть какую то от психотерапевта, за большие деньги, которые надо зарабатывать. Может и есть хорошие, не знаю.

В жизни можно получить поддержку, но только если у тебя такие же проблемы, как у того человека, который тебя поддерживает, ну например платят мало, с мужиками проблемы и тд, тогда посочувствуют, поддержат. А если рассказывать что то действительно страшное, то для человека это или увлекательный рассказ (фантастический), или он отгородится.

Вот бомжи например, они страдают, всегда было их жалко, но что лично я для них сделала когда была здорова - ничего. Это для меня другой мир. Но мне их жалко, а многие бомжей ненавидят, объясняя свою ненависть тем, что бомжи ведут такой образ жизни. Они не понимают бомжей они примеряют их образ жизни на себя и решают, что бомжи хуже чем они. Почему то люди вообще редко видят кого то кроме себя. Видела в метро как прилично одетый мужчина избивал бомжа, за что тот был пьян и не вышел из вагона. Мужчина считал себя правым, что он помогает людям освобождая поезд от бомжа. Я смотрела и плакала и ни чего не сделала.
анна1
Группа взаимопомощи
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 16.12.2012, 16:54
Откуда: Сибирь

Re: Психич. расстр. Школ. лит-ра. "Мастер и Маргарита"

Сообщение анна1 »

Людмила Иванова писал(а):Да, Анна! Понимание - это в прощении так много значит.
Еще, чтобы понял тот, кто обидел, а поняв, выразил это.

Еще забвение помощник прощению.

Иногда, время помогает простить.


Людмила, это тема очень интересная. Как простить? В общем-то и я способна к прощению, но это случайность... Прощение происходит внезапно, само по себе, в результате своеобразной "смены картинок", когда привычная "темная картинка" (при одной мысли об этом человеке) вдруг сменилась светлой... Что-то такое внезапно случилось, и все, многолетней ненависти уже нет... Это, конечно, удивительно. А потом остается только удерживать в памяти "светлую картинку", чтобы привычная темная ее не поглотила, не загородила. Это вполне возможно сделать. Сейчас вспомнила, что на такую тему у Виктории Токаревой есть произведение, "Рождественский рассказ". Он совсем маленький, но емкий, про внезапное прощение обидчика... Девушка увидела его в трамвае через много лет и поняла, что образ у нее перед глазами прежний, а человек уже другой...

Добавлено спустя 11 минут 51 секунду:
Людмила Иванова писал(а): Удивил рассказ о прощении маньяка преступника - все его боялись и разыскивали. А ночью Будда с ним встретился. Маньяк кричал - СТОЙ, МОНАХ! (Это я на память передаю) , а Будда продолжал идти.
Тогда маньяк догнал его и прежде чем (цензура РКН -1 слово) спросил - ПОЧЕМУ НЕ ОСТАНОВИЛСЯ?
А Будда ему - Я УЖЕ ДАВНО ОСТАНОВИЛСЯ, ЭТО ТЫ ПРОДОЛЖАЕШЬ ИДТИ.
- Как это? - я остановился в плохих делах, а ты продолжаешь...


Нашла сейчас этот рассказ в интернете, вот продолжение:
"Будда мягко сказал:
— Ангулимала, я знаю, что ты испытал сильные страдания из-за людей. Иногда люди особенно жестоки. Эта жестокость есть результат невежества, ненависти, желания и зависти. Но люди могут быть также понимающими и сострадательными. Встречал ли ты когда-нибудь ранее бхикшу? Бхикшу поклялись защищать жизни всех других существ. Они поклялись преодолеть желание, ненависть, невежество. Существует много людей, не только бхикшу, чья жизнь идет по законам понимании и любви. Ангулимала, в этом мире может быть много жестоких людей, но в нем есть и много добрых. Не будь слепцом. Мой путь может преобразить жестокость в доброту. Путь, по которому ты идешь сейчас, это путь ненависти. Ты должен остановиться. Выбери вместо этого путь прощения, понимания и любви.
Ангулимала был тронут словами монаха. Он почувствовал замешательство и боль. Он видел, что слова Будды продиктованы любовью. В Будде не было ненависти или отвращения. Монах смотрел на Ангулималу как на человека, достойного уважения. Может быть, этот монах был тем самым Гаутамой, которого так хвалили люди, тем, кого они называли Буддой? Ангулимала спросил:
— Вы монах Гаутама?
Будда кивнул.
Ангулимала сказал:
— Очень жаль, что я не встретил вас раньше. Я зашел слишком далеко по пути разрушения. Невозможно повернуть назад.
Будда ответил:
— Нет, Ангулимала, никогда не поздно сделать доброе дело.
— Какое же доброе дело я мог бы сделать?
— Остановись, не иди по пути ненависти и насилия. Это будет самым лучшим делом для тебя. Ангулимала, хотя море страданий необъятно, оглянись, и ты увидишь берег.
— Гаутама, даже если бы я захотел, я бы не смог повернуть обратно. Никто не позволит мне жить в мире после всего, что я совершил.
Будда взял руку Ангулималы и сказал:
— Ангулимала, я защищу тебя, если ты поклянешься оставить свою ненависть и посвятить себя изучению и практике Пути. Поклянись начать все заново и служить другим. Легко заметить, что ты умный человек. Я не сомневаюсь, что ты преуспеешь на этом пути.
Ангулимала опустился перед Буддой на колени. Он вытащил меч, подвешенный к поясу, положил его на землю и распростерся у ног Будды. Он закрыл лицо руками и зарыдал. Прошло немало времени, прежде чем он поднял глаза и сказал:
— Я клянусь оставить путь зла. Я буду следовать за вами и учиться у вас состраданию. Я прошу вас принять меня в ученики".

Здесь в общем-то тоже смена образов, если конечно не ошибаюсь: Ангулимала считал мир жестоким и стал таким же жестоким, а Будда показал, что видит его достойным человеком, способным к добру. Дальше все зависит от самого человека: сможет он удержаться на этой дороге или вернется к старому, привычному...

Добавлено спустя 7 минут 45 секунд:
Людмила Иванова писал(а):Позже я читала Библию. И это знаменитое - кто не имеет греха, брось в нее камень!
А потом трижды извинялась, не чувствуя вины - потому что так велит Библия, и так сказал связенник. И если после этого не простит человек (написано) - то будет он тебе как язычник... Меня человек не простил. Но мне стало легче. Я поняла, почему - я перестала так дорожить этим человеком. Права ли я?

Это все еще понимать и понимать. Учиться и учиться.



Мне приходилось извиняться, не чувствуя вины, но потом, когда видела, что это расценивается как поражение, слабость, чувствовала обиду... Наверно, просить прощения нужно только осознанно, не рассчитывая на положительную реакцию, а просто для себя, тогда не будет и сожаления о сказанном...

Добавлено спустя 29 минут 38 секунд:
Людмила Иванова писал(а):Но в книге Булгакова все же прощения мало.
И этим она мне не слишком близка. Не зря, наверно, я так долго шла к ней.

Скорее всего, это так. У вас интуиция сработала. Я тоже часто с первого знакомства угадываю книги, которые не смогу до конца принять.
Согласна, что в книге мало прощения. Авторская оценка видна. Вообще, люди часто хотят вершить судьбы, исходя из своих представлений, принципов. Когда говорят, например: "Сталина на вас нет", или "Таким надо памятник при жизни ставить", и так далее. У писателя есть такая возможность - у него есть герои его книг. А у нас зато есть возможность узнать многое о писателе по его книгам.

Добавлено спустя 19 минут 34 секунды:
Людмила Иванова писал(а):Недавно прочитала отзыв в интернете.
Иешуя - заслужил свет, потому что не предал свою идею.
А Мастер и Маргарита - не заслужили, потому что предали. Но для них Булгаков создал отдельное место - не ад и не рай - а покой. Это находка Булгакова.

ОЙ!!! Как же мне это все сердце рвет! Какое же понимание книги!
Того, как судьбу может решить Булгаков. Тому, что предательство идеи никак не соотнесено с качеством идеи.
Да много чего.

В такие моменты я думаю, что зря эта книга в школьной программе.


Качество идеи у Булгакова очень даже важно. Ну, конечно, субъективно, но важно. Вот Берлиоз убежденный атеист и пропагандирует атеизм, и судя по его судьбе - он для автора преступник. А то, что Маргарита изменяет мужу и что готова хоть на что ради мастера, для автора видимо не такое уж преступление. А Иван Бездомный - что такого он совершил, за что поплатился на всю жизнь душевным покоем? видимо, тоже за атеизм, больше вроде не за что. Авторская оценка. Наша оценка с ней, конечно, имеет право не совпадать. Я думаю все же, что произведение не зря в школьной программе, потому что вызывает у детей интерес к серьезным, глубоким темам... Но, конечно, много от учителя зависит, как он все преподнесет.
Людмила Иванова
Психиатрическая больница
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 23.09.2013, 14:59

Re: Психич. расстр. Школ. лит-ра. "Мастер и Маргарита"

Сообщение Людмила Иванова »

loshadka!
Спасибо за отклик, за доброту!
У Меня болел сын и в той мере, насколько мне его боль больна переболела вместе с ним я. К сожалению, не складываются семейные отношения. Вы их описываете со своей стороны. Его взгляд отличается от вашего, возможно, вы осудили бы его отношение ко мне, но кто его знает, может, и поняли бы.
Меня глубоко тронули ваши слова, сказанные по поводу статьи.
Особенно
доброты и сострадания среди верующих людей не видела ни разу. Они играют в игры "изгнание бесов" и прочее с психически больными людьми, на самом деле не желая им помочь, а желая завербовать в свою веру. Тот кто устанавливает правила по которым должны жить люди, сострадательностью не отличается.

Я вижу в этих словах правду. Хотя я верую теперь. И я жду чуда, я отстраняюсь от мнений о том, насколько сострадателен и духовен исполнитель обряда.
Психотерапия в книжках очень красиво и правдоподобно описано о том, как психотерапевт достучался до больного, но на деле мало кто умеет это делать.

Я таких умельцев вообще не встречала.
Знаете, в жизни иногда встречаются люди, которые помогают. Мне отчего-то уборщицы помогают. Я удивляюсь – чем я им нравлюсь? Пока я вынуждена сказать, что самую большую помощь я получала от самых бедных людей.

Еще раз благодарю! Удачи! Выздоровления! Добрых встреч!

Здравствуйте, анна1!

Жаль, этот рассказ В. Токаревой сразу не качнулся в интернете, но то что вы рассказываете, со мной случилось однажды. Я вдруг изменила отношение к человеку на хорошее и доброе. Причем это сочеталось с приятным удивлением и какой-то внутренней радостью.
Рождественский рассказ – думаете, это подаренное прощение?
Думаете, вам случается получать такие подарки?
Вот бы ваш способ с картинками «открыть и запатентовать» - это я улыбаюсь…

Да, вы нашли именно тот отрывок о прощении маньяка.
Смена жизненных позиций, взглядов, об этом так много написано в религиозной литературе и подложка под этим непременно духовная, то есть божественная. Но здесь у Будды это не так выглядело – ведь Будда объявил, что Бога нет.
Это после его смерти его же и обожествили. (Непонятно только, кому же они молились).
В романе о Будде есть еще эпизод, заслуживающий внимания. Однажды поссорились монахи. Когда Будда вмешался и постарался примирить их, они его отправили восвояси – отгрубились.
Тогда Будда ушел и долго жил один. А община без него приходила в упадок.
Когда же он вернулся, то совместными усилиями они разработали целую систему прощения. Вот это вы читали?
Это интересно.
Повторюсь сейчас, наверно.
А что касается книг Булгакова, все же прощения там странное и обосновано не по-божески.
За что попадает в свет Левий Матвей? Он проклинал Бога, пытался (цензура РКН -1 слово) Иешуя. Потом имел намерение (цензура РКН -1 слово) еще человека… Попадая в свет, он остается в рехмотьях…
За что попадает в свет Понтий Пилат? Просто потому что долго ждал? А тут дьявол привез Мастера, который разрешил Понтию встретиться с Иешуя. Слушайте! Но это уже похоже на бред. – Не было ведь этой казни? - Не было, не было..
Почему превозносится школьникам верность идее –– Иешуя попал в свет, потому что был верен своей идее.
Маргарита – уж точно была верна идее. С ней почему иначе? Ее почему не в свет?
И вместо этого – Булгаков нашел третье место – покой, который больше на ад смахивает.
То есть Булгакову отвел себе роль выбирающего и создающего места и определяющего – кого – куда.
В этом плане я не вижу, чтобы школьники могли воспринимать адекватно написанное Булгаковым. Оттого все больше склоняюсь, что книга эта больше смущает, чем помогает. Также, как Котлован Платонова.

Текст этот переписывала дважды – сначала потеряла – заставили вновь пароль вводить.
Наверно, он эмоционально потерялся.

С уважением к Лошадке и Анне1
Людмила.
loshadka
Лечение общением
Сообщения: 1950
Зарегистрирован: 16.10.2013, 17:43

Re: Психич. расстр. Школ. лит-ра. "Мастер и Маргарита"

Сообщение loshadka »

Людмила Иванова писал(а):Я вижу в этих словах правду. Хотя я верую теперь. И я жду чуда, я отстраняюсь от мнений о том, насколько сострадателен и духовен исполнитель обряда.

Знаете, в жизни иногда встречаются люди, которые помогают. Мне отчего-то уборщицы помогают. Я удивляюсь – чем я им нравлюсь? Пока я вынуждена сказать, что самую большую помощь я получала от самых бедных людей.

Маргарита – уж точно была верна идее. С ней почему иначе? Ее почему не в свет?
И вместо этого – Булгаков нашел третье место – покой, который больше на ад смахивает.

Людмила.

Вера в вашем сердце, а не в человеке который обряд исполняет.
Когда то такую метафору встречала в интернете. Человеку пальцем указывают на луну, что бы он ее увидел, а он на палец смотрит. Кто то поклоняется пальцу, кто то кричит что луны нет, потому что палец "грязный" и обзывает дураками тех кто не видит что палец "грязный". Это о религиях и обрядах. Важно увидеть луну возможно следуя за пальцем хоть он бездуховный и не сострадательный.
То что уборщицы помогают это наверное потому что они как бы сами внизу социальной лестницы и живут с этим. Возможно для них эта лестница и не важна, вот они и добрые.
Покой это не ад. Мне очень хочется покоя, я испытывала это состояние один раз. Увлекалась медитациями когда была здорова. После многих дней медитаций меня швыряло то в радость то в горе. Я думала что радость это приятно, а горе нет. А потом все успокоилось и я оказалась в состоянии покоя, вот это было очень хорошо. Такого состояния нельзя добиться не транквилизаторами ни нейролептиками. И мне очень хочется покоя. Уже много лет беспокойно и тревожно. Жаль не могу медитировать. Видимо надо искать другие пути.
Наверное всем людям хочется покоя. Если расспрашивать человека чего он хочет, а потом спрашивать для чего и так далее, в конце он ответит "когда это случится я наконец успокоюсь".
Было приятно что вы заметили мой пост, у меня часто ощущение что я здесь да и не только здесь сама с собой разговариваю.
Ответить

Вернуться в «Издательство Шиза.орг»