Юродивые Христа ради!!!

Ответить
Антоний
Проповедник
Сообщения: 6977
Зарегистрирован: 15.09.2009, 16:16
Откуда: из Питера

Юродивые Христа ради!!!

Сообщение Антоний »

ЮРО?ДИВЫЕ — подвижники Православной Церкви, принимавшие на себя подвиг юродства, т.е. внешнего, кажущегося безумия. Основанием для подвига юродства послужили слова апостола Павла из первого Послания к Kоринфянам: Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия (1 Kор. 1, 18), ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Kор. 1, 21), а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие (1 Kор. 1, 23), если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Kор. 3, 18).

Юродивые отказывались ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом они ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных этических норм. Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намеками, иносказаниями. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславия ради Царства Небесного. Были и такие юродивые, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости.

Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента: попрание тщеславия, весьма возможного при совершении монашеского аскетического подвига; подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения; служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму.

Подвиг юродства — специфически православный. Kатолический и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества.

Юродивые по большей части были мирянами, но можно назвать и несколько юродивых — монахов. Среди них св. Исидора, первая по времени юродивая (ум. 365), инокиня Тавенского монастыря; св. Симеон, прп. Фома. Наибольшую известность из юродивых получил св. Андрей. С его именем связан праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Особенно распространено и почитаемо народом было юродство Христа ради на Руси. Его расцвет падает на XVI столетие: в XIV в. — четыре почитаемых русских юродивых, в XV в. — одиннадцать, в XVI в. — четырнадцать, в XVII в. — семь.

Подвиг юродства — один из тяжелейших подвигов, который принимали на себя во имя Христа отдельные лица ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения.

В Kиевской Руси еще не было подвига юродства Христа ради как такового. Хотя отдельные святые в известном смысле и юродствовали какое-то определенное время, но это скорее был аскетизм, принимавший по временам формы, очень сходные с юродством.

В XVI в. обличение царей и бояр стало неотъемлемой принадлежностью юродства. Яркое свидетельство такого обличения дает летопись о разговоре псковского юродивого Николы с Иваном Грозным. Пскову в 1570 г. грозила участь Новгорода, и юродивый вместе с наместником Юрием Токмаковым предложили псковитянам ставить на улицах столы с хлебом-солью и с поклонами встречать московского царя. После молебна царь подошел к Николаю за благословением, тот поучал его «ужасными словесы еже престати велия кровопролития». Иоанн, несмотря на увещевание, велел снять колокол с колокольни храма Святой Троицы, и в тот же час у него пал лучший конь по пророчеству святого. В сохранившемся предании рассказывается, что Никола поставил перед царем сырое мясо и предложил есть. Когда царь отказался, сказав: «Я христианин, и в пост мяса не ем», Никола ответил ему: «А кровь христианскую пьешь?»

Юродивые особенно сильно удивляли иностранцев-путешественников, находившихся в то время в Москве. Один из них писал в 1588 г.: «Kроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные... указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествовавшее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя».

Таким образом, юродство на Руси по большей части не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость, и, таким образом, не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. В XIV–XVI вв. русские юродивые были воплощением совести народа.

Почитание народом юродивых привело к тому, что начиная с XVII в. появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых.
«Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа думающих людей с активной позицией способна изменить мир. На самом деле, изменения только так и происходят» (М.Мид).
Антоний
Проповедник
Сообщения: 6977
Зарегистрирован: 15.09.2009, 16:16
Откуда: из Питера

Re: Юродивые Христа ради!!!

Сообщение Антоний »

Первым юродивым в полном смысле этого слова был на Руси Прокопий Устюжский (ум. 1302). Прокопий, согласно житию, смолоду был богатым купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Новгороде он пленился красотой православного богослужения. Приняв Православие, он раздает бедным свое имение, «приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися». Kогда его начали ублажать в Новгороде, он ушел из Новгорода, направился «в восточные страны», шел по городам и селам, непроходимым лесам и болотам, принимал благодаря своему юродству побои и оскорбления, но молился за своих обидчиков. Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, избрал для своего жительства город Устюг. Жизнь он вел настолько суровую, что с ней не могли сравниться предельно аскетичные монашеские подвиги. Юродивый спал под открытым небом «на гноище» нагой, впоследствии на паперти соборной церкви, молился по ночам о полезном «граду и людем». Питался он, получая от людей до невероятности ограниченное количество пищи, но никогда не брал ничего у богатых.

То, что первый русский юродивый прибыл в Устюг из Новгорода, не случайно: Новгород был поистине родиной русского юродства. Все известные русские юродивые XIV в. связаны, так или иначе, с Новгородом.

Здесь «буйствовали» в XIV в. юродивые Николай (Kочанов) и Федор. Они устраивали между собой показные драки, причем ни у кого из зрителей не возникало сомнения, что они пародируют кровавые столкновения Новгородских партий. Никола жил на Софийской стороне, а Федор на Торговой. Они переругивались и кидались друг в друга через Волхов, например, кочанами капусты. Kогда кто-нибудь из них пытался перейти реку по мосту, другой гнал его назад, крича: «Не ходи на мою сторону, живи на своей». Предание прибавляет, что после таких столкновений блаженные возвращались часто не по мосту, а по воде, как по суху.

В Kлопском Троицком монастыре подвизался прп. Михаил, почитаемый в народе за юродивого, хотя в его житиях (три редакции) мы и не находим типичных черт юродства. Прп. Михаил был провидцем, в его житиях собраны многочисленные пророчества, по-видимому записывавшиеся иноками Kлопского монастыря. Прозорливость св. Михаила выразилась, в частности, в указании места для рытья колодца, в предсказании близкого голода, причем старец просил кормить голодных монастырской рожью. Св. Михаил предсказал болезнь посаднику, ущемлявшему иноков, и смерть князю Шемяке. Предсказывая смерть Шемяке, преподобный старец погладил его по голове, а обещая владыке Евфимию хиротонию в Литве, взял из его рук ширинку (носовой платок) и возложил ему на голову. У прп. Михаила, как и у многих других святых, была особая связь с нашими «меньшими братьями». За гробом игумена он шел в сопровождении оленя, кормя его мохом из своих рук. В то же время, обладая высоким даром Христовой любви к ближним и даже к твари, старец сурово обличал сильных мира сего.

Современник прп. Михаила Ростовского юродивый Исидор (ум. 1474) жил на болоте, днем юродствовал, а по ночам молился. Его били, над ним смеялись, несмотря на чудеса и предсказания, заслужившие ему прозвище «Твердислов». И этот юродивый, подобно праведному Прокопию Устюжскому, был «от стран западных, роду римского, языка немецкого». Точно так же другой ростовский юродивый Иоанн Власатый (ум. 1581) был пришельцем с Запада. Иноязычное происхождение трех русских юродивых свидетельствует, что они настолько глубоко пленились Православием, что и форму подвижничества избрали специфически православную.

Первым московским юродивым был блаженный Максим (ум. 1433), канонизированный на Соборе 1547 г. K сожалению, житие блаженного Максима не сохранилось.

В XVI в. пользовались всеобщей известностью в Москве Василий Блаженный и Иоанн Большой Kолпак. Помимо жития св. Василия память народная сохранила и предание о нем. По преданию, Василий Блаженный был в детстве отдан к сапожнику в ученики и тогда уже проявил прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги: Василию было открыто, что купца ожидала близкая смерть. Уйдя от сапожника, Василий вел в Москве бродячую жизнь, ходил без одежды, а ночевал у одной боярской вдовы. Для юродства Василия характерно обличение общественной несправедливости и грехов различных сословий. Однажды он уничтожил товары на рынке, наказав недобросовестных торговцев. Все его казавшиеся взору обычного человека непонятными и даже абсурдными поступки имели тайный мудрый смысл видения мира духовными очами. Василий кидал камни в дома добродетельных людей и целовал стены домов, где творились «кощуны», так как у первых снаружи видел изгнанных бесов, тогда как у вторых — плачущих Ангелов. Подаренное царем золото он отдал не нищим, а купцу: прозорливому взору Василия открылось, что купец потерял все свое состояние, а просить милостыни стыдился. Питие, поданное царем, юродивый вылил в окошко, чтобы потушить пожар в далеком Новгороде.

В разгар опричнины он не боялся обличать грозного царя Ивана IV, за что пользовался в народе огромным моральным авторитетом. Интересно описание обличения Василием Блаженным царя во время массовой казни в Москве. Святой обличил царя в присутствии огромного скопления народа. Народ, молчавший во время казни бояр, в то же время, когда разгневанный царь готовился пронзить юродивого копьем, зароптал: «Не тронь его!.. не тронь блаженного! В наших головах ты волен, а блаженного не тронь!» Иван Грозный вынужден был сдержать себя и отступить. Погребен был Василий в Покровском соборе на Kрасной площади, который в сознании народа навсегда соединился с его именем.

Иоанн Большой Kолпак подвизался в Москве при царе Феодоре Иоанновиче. В Москве он был пришельцем. Родом из вологодских краев, он работал водоносом на северных солеварнях. Все бросив и переселившись в Ростов Великий, Иоанн построил себе келью около церкви, покрыл тело веригами и тяжелыми кольцами, выходя же на улицу, всегда надевал колпак, отчего и получил свое прозвище. Иоанн часами мог смотреть на солнце — это было его любимое занятие — помышляя о «праведном солнце». Дети смеялись над ним, но он не сердился на них. Юродивый всегда улыбался, с улыбкой он и прорицал будущее. Незадолго до смерти Иоанн переселился в Москву. Известно, что умер он в мовнице (бане), погребли его в том же Покровском соборе, в котором погребен Василий. Во время погребения блаженного поднялась страшная гроза, от которой многие пострадали.
«Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа думающих людей с активной позицией способна изменить мир. На самом деле, изменения только так и происходят» (М.Мид).
Денис Тихомиров
Главный шизофреник
Сообщения: 5602
Зарегистрирован: 15.04.2008, 21:56
Откуда: СПБ Городская психиатрическая больница № 3 им. И. И. Скворцова-Степанова подростковое отделение 1985

Re: Юродивые Христа ради!!!

Сообщение Денис Тихомиров »

похожая по словам тема: Юродивые Блаженные Убогие - Может объединить, но тогда более раннии сообщения будут первыми. А в той теме материал то тупо скопирован. Это не Айс для поисковых систем, они плагиат не уважают. Но здесь то тоже Антоний часть прросто чкопировал у другого автора.
А тема действительно очень интересная, важная, и т.д.
Антоний
Проповедник
Сообщения: 6977
Зарегистрирован: 15.09.2009, 16:16
Откуда: из Питера

Re: Юродивые Христа ради!!!

Сообщение Антоний »

Изображение Изображение
Святая блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая - день памяти 06.02 н.ст. (24.01 ст.ст.)

Святая блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, (Ксения Григорьевна Петрова) родилась в Санкт-Петербурге между 1719 и 1732 годами. После внезапной (без христианского приготовления) смерти мужа — Андрея Федоровича, полковника, придворного певчего, двадцатишестилетняя вдова ради спасения мужа всецело посвятила свою жизнь служению Богу и людям в христианском подвиге юродства (это добровольно избранный особый путь спасения, исполненный истинной мудрости, при кажущемся безумии). Свое имущество она раздала бедным, всех просила называть себя «Андреем Федоровичем» и в костюме мужа пошла скитаться по улицам Петербурга.
Люди замечали, что это не просто нищая: милостыню она принимала не от всякого, а если и брала, то лишь одну копейку, которую тут же отдавала бедным. От теплой одежды зимой отказывалась и круглый год ходила в лохмотьях и рваных башмаках, подвергаясь нападкам и насмешкам. Ночами она обычно уходила в поле и молилась до восхода солнца.
Часто блаженная принимала участие в устроении жизни благочестивых христиан. В домах, куда она заходила, водворялись мир и счастье; обласканный ею больной ребенок быстро выздоравливал.
45 лет после вступления на путь юродства блаженная Ксения приходила на помощь каждому нуждающемуся. Ее подвиг свидетельствовал о полном бескорыстии, доброте, кротости, даре предвидения будущего. Кончина ее последовала между 1794 и 1806 годами, возможно, около 1803 года. Погребена блаженная Ксения на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.


Во множестве люди приходили на ее могилу помолиться о упокоении ее души и незамедлительно получали помощь и утешение свыше. Тяжко больные исцелялись; неразрешимые, казалось, семейные и житейские проблемы легко решались; те, кто не мог получить желаемую работу, устраивались на хорошее место; пьяницы по молитвам жен исцелялись от пагубной страсти. Со всей России шли на Смоленское кладбище письма с просьбами отслужить панихиду по блаженной Ксении и помолиться о даровании помощи в беде или с благодарностью за оказанное благодеяние. В 1902 году над могилой блаженной построили часовню. Ее стены были исписаны датами, именами и просьбами к блаженной Ксении от людей различных возрастов и званий, приходящих на ее могилу. В 1987 году на Смоленском кладбище была освящена отреставрированная и вновь открытая часовня над могилой блаженной. Прославлена Ксения Петербургская Поместным Собором Русской Православной Церкви в 1988 году.


Тропарь святой блаженной Ксении Петербургской, глас 7:

Нищету Христову возлюбивши,/ безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/
безумием мнимым безумие мира обличивши,/ смирением крестным силу Божию восприяла еси,/
сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/ Ксение блаженная, моли Христа Бога//
избавитися нам от всякаго зла покаянием.
«Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа думающих людей с активной позицией способна изменить мир. На самом деле, изменения только так и происходят» (М.Мид).
Денис Тихомиров
Главный шизофреник
Сообщения: 5602
Зарегистрирован: 15.04.2008, 21:56
Откуда: СПБ Городская психиатрическая больница № 3 им. И. И. Скворцова-Степанова подростковое отделение 1985

Re: Юродивые Христа ради!!!

Сообщение Денис Тихомиров »

И мой знакомый (поп) и издательским делом занимался, так он о ней (Ксении Блаженной) книгу издал. Могу думаю связаться. Он семинарию окончил, но не служил почти, а его брат - настоящий поп.
К юродивым на Русси относились по особенному. А юродивого вполне бы сейчас признали шизофреником. По этому тема для форума особенно актуальна. В культурологическом аспекте.
Антоний
Проповедник
Сообщения: 6977
Зарегистрирован: 15.09.2009, 16:16
Откуда: из Питера

Re: Юродивые Христа ради!!!

Сообщение Антоний »

Согласен!!!

У нас под Питером, в Стрельне есть мужской монастырь Свято-Троицкая Сергиева приморская мужская пустынь.

Святитель Игнатий Брянчанинов с 1834 по 1857 год был настоятелем Сергиевой пустыни.

Там написана основная часть аскетических произведений выдающегося подвижника XIX века.

В них святитель Игнатий обращался к современникам и потомкам с живой проповедью покаяния перед Богом.

Я там 3 раза был в качестве трудника во Славу Господа нашего Иисуса Христа!!!

И в первый мой приход туда, 7 лет назад, монах-эконом о. Силуан очень настороженно относился к душевнобольным!!!

Да и по сей день мало что изменилось!!!

Только сам игумен настоятель монастыря о. Николай, как бывший в миру проф. художник может разглядеть истинные мотивы любого страждущего!!!
«Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа думающих людей с активной позицией способна изменить мир. На самом деле, изменения только так и происходят» (М.Мид).
Антоний
Проповедник
Сообщения: 6977
Зарегистрирован: 15.09.2009, 16:16
Откуда: из Питера

Re: Юродивые Христа ради!!!

Сообщение Антоний »

Юродивый есть совесть народа. Его не любят так же, как не любят свою совесть. Ибо совесть и юродивый отделены от плотного материального тела. Эта отделённость и отстраненность не дают в полной мере утробе и тщеславию насладиться мелочными победами, убийствами и грабежами.

Юродивый, по мнению историков и писателей, обязательно вызывает отвращение обычных людей. Это один из самых важных признаков истинного юродства.
Юродивый гоним и побиваем, отвержен и наг.

Вот только никто не вспомнил о пророках - иудейские пророки очень похожи на русских юродивых. Есть еще русские литературные пророки-юродивые.

У Пушкина пророк - глас Божий. Это поэт, волей Божьей, изменивший свою человеческую природу, а значит, жжет глаголом сердца людей той правдой, которую они, предавшись любви к собственному телу и его слабостям, не хотят слышать и знать. У Пушкина пророк, еще не знающий горя и унижений, отверженности и печали, он еще рядом с небесной волей и торжествует оттого, что получен великий дар. Но мы-то, читатели, знаем, что ждет того, кто посмеет наш смрад назвать смрадом.

У Лермонтова пророк - гонимый глас Божий.

В Евангелие Христос - пророк, глас и сын Божий - распят.

Интересен факт того, что юродивые сначала вели рутинную жизнь обычных людей. Василий Блаженный, над телом которого сооружен храм Покрова Богородицы, был сапожником. Ксения Петербургская была обычной женой богатого купца и лишь после смерти мужа стала юродивой, добровольно раздав всё богатство.

Юродивый, как и библейский пророк, находит признание после смерти.

Ну, это-то понятно - не надо бояться, что этот грязный, голый, не связанный ни с кем и ни с чем человек посмотрит в твои бесстыжие глаза и скажет тебе то, кто ты есть на самом деле. Любить покойников легко и просто.

Мамонов процитировал из Евангелия ту посылку, где Христос говорит о том, что любить того, кто любит тебя просто, а попробуй полюбить того, кто тебя ненавидит. Мамонов утверждает, что юродивый любит тех, кто гонит его.

Не знаю, можно ли любить демона, живущего в каждом из нас. Что-то в этом не дает мне согласиться со всеми этими утверждениями. В частности с тем, что сейчас нет юродивых. Не думаю, что это так. Сейчас, по-моему, каждый бомж, каждое брошенное дитя - юродивый, каждая старуха, копающаяся в мусорном баке в поисках еды - юродивая, каждый музыкант в подземном переходе - пророк. Все они вопиют к нашему человечьему, не демоническому, а именно к человечьему.

Да, шут, безусловно, отвечает вашему утверждению о провокации. Но не юродивый. Я всего лишь коснулась обязательного признака юродства - отверженности. Отверженность роднит юродивого и шута. Но это не единственный признак, определяющий юродивого. Самый главный признак - юродивый любит тех, кто подвергает его гонениям и - внимание! - молится за них. То есть юродивый на деле осуществляет завет - любить того, кто не любит тебя. (Я, правда, не очень понимаю, как это возможно - любить женщину-сотрудницу, к примеру, которая шипит тебе в спину гадости, плетет интриги, звонит по телефону твоему мужу и в матерных выражениях делится с ним своими впечатлениями о тебе. Ну, так я и не юродивая - не умею любить ненавидящих меня. Умею только от всей души, искренне и истово, ненавидеть в ответ.)
И, главное, юродивый возносит свой голос перед Господом в защиту того, кто недостоин этого. Подобное свершает пророк, но не шут.

Кроме того, юродивый обладает даром предвидения. Еще один дар - возможность исцелять. Все эти дары ничего не стоят в социуме. Ни-че-го. Ибо юродивый не берет денег за свои пророчества и исцеление, говоря, что получил дар бесплатно и потому отдает тоже бесплатно.

Для меня юродивый - выше пророка. Пророк всегда среди людей, социум ему не противен, и он в гуще событий; с помощью дара предвидения - пророчествует, манипулируя людьми.

Юродивый стоит над событиями, в стороне от людей, но он не отшельник, хоть и аскет. Умение юродивого даже в наших морозных широтах жить нагим сближает его с природой. Для меня он мостик между тремя точками: человеком, живущим в социуме, человеком-животным-природным и Богом.

Функций у юродивого чрезвычайно много и об этом была действительно интереснейшая беседа. Если Вы размышляете о юродивых с тем же упоением, что и я, то поймете, что для меня подобное обсуждение не рядовое событие, а работа духа. А она не терпит поспешных суждений.

Кстати, чем Мамонов не современный юродивый? Всем критериям соответствует.
«Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа думающих людей с активной позицией способна изменить мир. На самом деле, изменения только так и происходят» (М.Мид).
Антоний
Проповедник
Сообщения: 6977
Зарегистрирован: 15.09.2009, 16:16
Откуда: из Питера

Re: Юродивые Христа ради!!!

Сообщение Антоний »

Юродивые
Сергей Соколов
(Посв. юродивому из дер. Кузьминка Курской обл.,
которому в детстве носил папиросы отца)

Отчего так юродивых любят в народе,
кормят, поят, дают на ночь кров?
Не от мира сего, говорят, они вроде...
Из каких же они прилетели миров?

В нашем мире они не нашли, что искали.
Их горючее кончилось, сгнил звездолёт.
Может быть, мы в рисунках скупых их наскальных
тот трагический видим последний полёт.

И веками они были вечно в изгоях,
и ходили в веригах по древней пыли.
И во время спокойное, время лихое
их сигналы несутся от грешной Земли.

"Не умеете жить"! - им твердили веками.
- Не умеете ближнего вы обобрать"!
Так по жизни и шли дураки дураками...
Бескорыстная, пёстрая, добрая рать.

Отчего ж так юродивых любят все дети?
Очевидно, какая-то в них чистота.
Верю, космос юродивым всё же ответит!
Лишь была бы в приёмниках та частота.

Гавана, Куба
20.07.1987
«Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа думающих людей с активной позицией способна изменить мир. На самом деле, изменения только так и происходят» (М.Мид).
Антоний
Проповедник
Сообщения: 6977
Зарегистрирован: 15.09.2009, 16:16
Откуда: из Питера

Re: Юродивые Христа ради!!!

Сообщение Антоний »

Социо-культурный аспект.

Юродивый, как пришелец и чужак

Первое, что бросается в глаза, когда мы начинаем рассматривать юродство в социальном плане, это то, что юродивый всегда пришелец, всегда чужак, и, следовательно, само его присутствие является тестом на толерантность. Юродивый – это, проверка социума на отношение к другим, иным, отличным от тебя самого… Ведь не случайно, что многие русские юродивые имели иностранное происхождение. Так, святой Прокопий Устюжский (начало XIV века) был принявшим православие немцем; святой Исидор Твердислов Ростовский (XIII век) также, вероятно, происходил из немецкой семьи. Несомненно, иностранцем был святой Иоанн "Власатый" Ростовский (умер в 1581); еще в XVIII веке на его раке оставалась нетленной принадлежавшая святому латинская Псалтирь.

Социальное служение юродивых

Но в служении юродивых было не только опосредованное воздействие на общество и культуру, но и непосредственное участие во многих событиях. Юродивый идёт по избранному пути, постоянно соприкасаясь с другими людьми. Есть отдельные случаи, когда юродивый живет в полном уединении, но это, скорее, исключения из общего правила. В большинстве же случаев модель жизни юродивого примерно такова. У него есть внутренняя молитвенная жизнь, но о ней знают лишь немногие или не знает никто; во "внешней" же жизни он среди людей, вместе с ними, отдаёт им себя. Его призвание – общественное: жить с ближними и ради ближних.
Если посмотреть на жизнь двух первых, самых знаменитых юродивых Симеона из Эмессы и Андрея Цареградского, то можно увидеть, что не смотря на то, что Симеон был монахом, а Андрей – мирянином, оба они несли своё служение в городах. Так же, вслед за ними, и все остальные юродивые, в отличии от иноков, всегда были посреди народа, в самой гуще событий. Учитывая, что при этом юродивый абсолютно отделён от мира, мы видим в жизни этих людей особую форму воздействия на социум, о которой в житии Симеона Эмесского сказано, что он «глумился над миром». Вот, например, одно из описаний его поведения: «Подходя к городу, блаженный увидел на сорной куче дохлого пса; сняв пояс, он привязал пса за ногу и потащил за собой, как будто убегая. Так он прошёл через городские ворота. Поблизости от ворот была школа, и когда дети увидели его, то побежали за ним с криком: "Эй, юродивый монах!" И бросали в него камнями и били палками. На следующий день, в воскресенье, он вошёл в церковь при начале Литургии, имея за пазухой орехи. Сначала Симеон начал щелкать орехи и гасить свечи, а когда хотели его выгнать, он, вскочив на амвон, бросал орехи в женщин, и едва с большим трудом могли изгнать его из храма. Он же, убегая, опрокинул столы хлеботорговцев, которые так сильно избили его, что он едва остался жив».
Своей внутренней свободой, смехом, «игривостью», юродивый обессмысливает, осмеивает любые попытки свести христианскую жизнь к благопристойности и общепринятым моральным нормам. Он глумится над всеми формами законничества, превращающего христианство в свод «правил». И подобная показная ирония оказывается очень действенной, она открывает то, что было запрятано под благообразно-христианским благочестием, воистину, открывает содержимое сердец.
«Сквозь всё повествование Леонтия доносятся отголоски симеонова смеха. Он идёт по избранному пути легко и радостно, "... иногда прихрамывая, иногда подскакивая, иногда запрыгивая на стулья". Снова и снова в житии появляются слова "игра" и "играть". Симеон играет юродивого в полном и истинном смысле этого слова. Кто знает, может быть, именно здесь, в насмешках Христа ради юродивого, в его очистительном смехе, кроется возможность истинной христианизации иронии, основание для богословия смеха».
Это нельзя назвать в полном смысле социальным служением, подобным тому, как это складывалось у западных святых. Скорее это служение на грани «смеховой», ярмарочной культуры. Юродивый «шалует» с той же целью, что и ветхозаветные пророки: он стремится «возбудить» равнодушных «зрелищем странным и чудным». По внешним приметам это зрелище сродни скоморошьему. Но, если скоморох увеселяет, то юродивый учит. И учит самой жизнью, он провоцирует гонения на себя, а гонитель должен догадаться, что проблема не в юродивом, а в нем. Это у него, у гонителя не достаёт веры и любви… Так происходит научение.
И в этом смысле, юродивый, не русский Иванушка-дурачок, ведь юродство навязывает себя миру, обличая его ложную мудрость, тогда как Иванушка пассивен, а мир навязывает ему себя, по ходу дела дискредитируя свою псевдо мудрость.

Обличение власти

Важной частью социального аспекта служения юродивых, было обличение гордыни и неправедности власти. Древнерусское общество много страдало от неправды, корыстолюбия, эгоизма, личного произвола, от притеснения и угнетения бедных и слабых богатыми и сильными. При таких обстоятельствах заступниками русского народа являлись иногда Христа ради юродивые. Общеизвестно смелое обличение Ивана Грозного псковским юродивым Николой Салосом.
Во время Великого Поста, когда царь приехал в Псков, чтобы поквитаться с мятежным городом. Навстречу ему вышел юродивый Никола и протянул кусок свежего мяса. Иван с отвращением отпрянул: «Я в пост мясо не ем…»
«Ивашка думает, - сказал Никола, - что мясо скотины в Великий Пост есть нельзя, а жрать людей, как делает он, можно?» - И грозя императору пророчеством несчастий, которые падут на его голову, если он не прекратит убийства людей и не уедет из города, юродивый спас тогда множество человеческих жизней.
Василий Блаженный нередко обличал Ивана Грозного; блаженный Иоанн Московский беспощадно обвинял Бориса Годунова в участии в убийстве царевича Димитрия.
Смирение в юродивом сочетается с дерзостью; он обладает пророческой харизмой обличения сильных мира сего. Свободный, привыкший к страданиям и лишениям, чужак, которому нечего терять, говорит, не боясь мести. Так что Николай Федоров вполне справедливо характеризовал российский строй как «самодержавие, ограниченное Христа ради юродивыми».
Христианство, по определению, не принадлежит этому миру, и при этом очень часто не может избегнуть искушения расположиться поудобнее в мире сём, искушения сращивания с властью земной. Не избегли этого и имперская Византия, и стремящаяся к институализации христианской жизни Русь. И именно в такие периоды, когда нужен был кто-то, не принадлежащий этой системе, ни церковной, ни государственной, появлялись юродивые. Ведь замечено, что не было их не в периоды гонений, когда вся церковь в глазах общества была как бы юродской, ни во время войн.
«Никогда не сомневайтесь в том, что небольшая группа думающих людей с активной позицией способна изменить мир. На самом деле, изменения только так и происходят» (М.Мид).
Ответить

Вернуться в «Христианство»