Рисуночные (проективные) методики в психологии

Теории личности.
Аватара пользователя
ХАМИЧОК
Психолог-консультант, консультирую по скайпу
Сообщения: 3386
Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:24

Рисуночные (проективные) методики в психологии

Сообщение ХАМИЧОК »

Вообще, я не люблю всякие тесты (если только посмеяться)
Но, вот, проективные методики мне очень нравятся!!!
Они сложнее в интерпретации, чем обычные тесты, и не имеют программ для их компьютерной обработки, но зато являются более информативными и более достоверными. Я вас познакомлю с некоторыми из них.

Кому интересно, попробуйте нарисовать, а потом прочитаете интерпретацию.

Тест “Рисунок несуществующего животного”
Цель методики: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Можно многое сказать о настроении, склонностях рисующего, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у человека проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Для исследования необходимо: стандартный лист белой и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Животное должно быть придумано именно им самим. Надо создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок и т.д.. После того, как рисунок будет готов, расскажите о том существе, которое получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда тестируемые рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Итак, на что следует обратить внимание.

Расположение на листе

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Человек долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего.
Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что человек, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. Эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности - недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка - только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.
Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.
Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки.
Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Уши

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой.

Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части - маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень, небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья... Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост - Отражает самооценку.
Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что человек защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что человек боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют те, кто ожидает опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Линии

Люди с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисуют слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным людям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если человек учился рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали - например, вмонтированные в тело механические предметы - могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил человек своему созданию, несет информацию о характере человека.

Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума.

Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.

Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать те, кто склонен к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже писала, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает опыт, выявляет дезадаптацию в обществе.


Примеры анализа рисунков


Рисунок №1.
Изображение

По расположению на листе (рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание.

Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется.

Большие уши - большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе.

Рот с зубами - словесная агрессия (огрызается, защищается в ответ на порицание).

Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами.

Хвост - достаточно положительная оценка своих действий.

Контур фигуры говорит о том, что ребенок защищается от взрослых, а когти на лапах свидетельствуют о том, что он защищается от других людей. Характер линий свидетельствует о тревожности.


Рисунок №2.
Изображение

По положению на листе (нижняя часть) мы видим, что человек неуверен в себе, имеет низкую самооценку, подавлен, не заинтересован в своем социальном положении, отсутствует тенденция к самоутверждению.

Голова - тенденция к деятельности, "человек действия", но из-за неуверенности в себе это не проявляется, а подавляется.

Ноги - поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.

Хвост - самооценка зависит от ситуации.

Сильный нажим - тревожность.

Ещё кое-что добавлю.
Конечно же, когда смотрите на рисунки, что бы ни было на них нарисовано (будь то Несуществующее животное или что-либо другое), есть их особенности в зависимости от того, какой диагноз (в психиатрии или неврологии) у человека.
Если мы посмотрим на рисунки больных эпилепсией, то они будут с чрезмерной детализацией. Если это будет серия рисунков, то они будут похожи друг на друга (например, по тематике). Это не случайно, так как эпилепсия накладывает на личность определённые черты, которые будут заметны, конечно же, и в рисунках, и в других проективных тестах. У Эпилептоидов (акцентуация личности) в рисунках будут видны такие черты личности, как застревание на одном и том же, сложности в переключаемости и др.
Если же мы посмотрим на рисунки лиц, страдающих Аутизмом, Шизофренией или Депрессией, то они нам покажутся как будто небрежно нарисованными, так как их границы будут очень сильно заштрихованы (как и говорилось в тексте сайта), потому что у лиц, страдающих этими заболеваниями, имеются проблемы с эмоциями. Но и ещё, что тоже немаловажно, при проведении патопсихологической диагностики важно обратить внимание на то, как нарисованы глаза и рот. В случае с Аутизмом и Шизофренией они будут очень сильно закрашены или даже зачёрканы, так как глаза и рот несут наибольшую эмоциональную информацию.





Добавлено спустя 13 минут 30 секунд:
Ещё мне очень нравится рисуночная проективная методика "Три дерева"

Проективная методика "Три дерева"
Нарисовать на стандартном листе бумаги формата А4, который располагается горизонтально, “любые три дерева”.

Потом назвать каждое дерево и подписывает его название цветным карандашом, который больше всего подходит данному дереву. Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона изображения, цвета отдельных его элементов, цвета надписи.

Известно, что цвет отражает различные эмоциональные состояния человека. Причем один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний. Символика цвета определяется одновременно множеством факторов - как наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития, особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится пациент сейчас.

Символообразование формируется по принципу сгущения . Этот важный аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный аналитический принцип символообразования - принцип амбивалентности - предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных значений. Именно поэтому при анализе символики цвета выделяют два основных полюса в спектре символических значений каждого цвета, что помогает сделать затем необходимые диагностические выводы.
Изображение
После того, как назвали и подписали деревья, надо выбрать дерево, которое “больше всего нравится”.

Затем ответить на следующие вопросы:

- Какое дерево самое большое?

- Какое дерево самое маленькое?

- Какое дерево самое молодое?

- Какое дерево самое старое?

- Какое дерево самое красивое?

Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. К примеру, обращение вначале внимания на “высокое дерево” отражает более высокую оценку в плане уровня притязаний. При такой последовательности обращение затем к “более маленькому дереву” воспринимается уже не как более низкая оценка в плане уровня притязаний, а как продолжение ряда сравнений. По этой же причине лучше сначала спросить о “более молодом дереве”, а лишь затем о “более старом”.

Вопросы “Какое дерево тебе больше всего нравится” и “Какое дерево самое красивое?” специально разделены интерферирующими вопросами, чтобы не возникло недоумения, что он только что отвечал на аналогичный вопрос. Тем временем, “больше всего нравится” не обязательно “самое красивое” дерево.

Все характеристики деревьев подписываются под соответствующим деревом на рисунке.

В качестве следующего задания - представить себя садовником или садовницей. Ответить на вопрос: “Чтобы можно было бы сделать для каждого дерева?” В случае необходимости предлагаются альтернативные ответы: полить, внести удобрения, дать больше тепла, больше света, пересадить, огородить. Обязательно проговаривается и такой вариант ответа: “А некоторым деревьям вообще ничего не нужно. Им и так хорошо.”

Потом сравнить деревья с членами семьи.

С этой методикой я познакомилась на курсах повышения квалификации по теме:
"Психотерапия и коррекция постстрессовых расстройств и кризисных состояний у детей и подростков".
Но это, конечно же, очень подходит и для взрослых :D Я на себе тоже проводила это. Очень интересно!!!
Если ты решил купаться
И с обрыва прыгнул вниз,
Но в полёте передумал
В речку мокрую нырять,
Прекрати паденье в воду
И лети обратно, вверх.
Изменить свое решенье
Может каждый человек!
Г.Остер
Аватара пользователя
Кошка
Лечение общением
Сообщения: 844
Зарегистрирован: 06.09.2009, 08:47

Re: Рисуночные (проективные) методики в психологии

Сообщение Кошка »

Изображение

Сорри за нецензурщину.
Дорогу осилит идущий.
Аватара пользователя
ХАМИЧОК
Психолог-консультант, консультирую по скайпу
Сообщения: 3386
Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:24

Re: Рисуночные (проективные) методики в психологии

Сообщение ХАМИЧОК »

утро писал(а):Хамичок , очень интересно :)
Пивет. АленаАленаАлена, рада видеть тебя в моей теме :)

Кошка, мне тоже чень-очень не нравится цветовой тест Люшера. А этим (описанным выше) проективным рисуночным методикам я доверяю. А в них, вообще-то, главное - не цвет. Но и он тоже имеет значение.
Если ты решил купаться
И с обрыва прыгнул вниз,
Но в полёте передумал
В речку мокрую нырять,
Прекрати паденье в воду
И лети обратно, вверх.
Изменить свое решенье
Может каждый человек!
Г.Остер
Аватара пользователя
Кошка
Лечение общением
Сообщения: 844
Зарегистрирован: 06.09.2009, 08:47

Re: Рисуночные (проективные) методики в психологии

Сообщение Кошка »

ХАМИЧОК, а я как раз на цветовой тест Люшера тонко намекала))
Не обижайтесь, методика, которую Вы выложили очень интересная, мои комплименты)))
Дорогу осилит идущий.
Аватара пользователя
SCH
Психиатр или пациент?
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 13.09.2011, 01:40

Re: Рисуночные (проективные) методики в психологии

Сообщение SCH »

Как сюда вставить типичный рисунок неизвестного науке животного ? Подскажите плиз.
Аватара пользователя
ХАМИЧОК
Психолог-консультант, консультирую по скайпу
Сообщения: 3386
Зарегистрирован: 13.11.2010, 18:24

Re: Рисуночные (проективные) методики в психологии

Сообщение ХАМИЧОК »

Через Радикал.фото.
Т.е. там звгружаешь фото.
Потом копируешь оттуда его ссылку.
Потом тут нажимаешь [img][ /img]
И всередине вставляешь ту ссылку.
Если ты решил купаться
И с обрыва прыгнул вниз,
Но в полёте передумал
В речку мокрую нырять,
Прекрати паденье в воду
И лети обратно, вверх.
Изменить свое решенье
Может каждый человек!
Г.Остер
Ответить

Вернуться в «Психология»